Духовные путешествия Александра Смирнова

В 2017 году вышел в свет каталог работ скульптора Александра Смирнова, нашего прихожанина, («Александр Смирнов. Скульптура», М., 2017. Автор статей И. Языкова, дизайн С. Астафуров). В этом издании представлены основные работы мастера за весь период его творчества с 1983 по 2017.

А. Смирнов — признанный мастер, участник многих выставочных проектов. чьи монументальные произведения украшают улицы русских городов, а станковые работы находятся в коллекциях многих музеев и частных коллекций.

Каталог, в котором собраны фотографии работ А. Смирнова, помогает оценить масштаб и понять лейтмотив его творчества. На протяжении нескольких десятилетий мастер исследует путь человеческой души, будь то монах, воин или писатель, человек святой или мучимый грехами. Разнообразие жанров, художественно-выразительных средств и материалов не являются для художника самоцелью, но в каждом случае служат для максимального раскрытия образа. В творчестве А. Смирнова нет назидания, но доверительная, исповедальная интонация друга. И кого бы ни выбирал мастер в качестве своего героя, какую бы композицию ни представлял своему зрителю — это всегда земной путь души, стремящейся к небу. И такое многообразное, сложное и опасное путешествия всегда исполнено твердой надежды на то, что Свет победил тьму.

М. Уманцева, редактор

 

Всегда в нашем народе ценились люди, в душах которых было нечто святое, светлое. К святому и светлому призывает творчество скульптора Александра Смирнова.

Природа творчества такова, что каждый художник в своей работе всегда имеет некую сверхзадачу, иногда явную, иногда глубоко скрытую.

Вспоминается история 60-х годов, когда в московской квартире собрались люди искусства, в числе которых был Г. А. Товстоногов. Один молодой человек спросил, какую главную задачу ставит и видит Георгий Александрович в своем творчестве. И ко всеобщему удивлению Товстоногов ответил, что главным считает формирование у зрителя чувства стыда. Как известно, стыд является проявлением совести, а совесть — голосом Бога в человеке.

А. Смирнов пришел в творчество сформировавшимся взрослым человеком, хорошо понимающим свои цели и задачи, поэтому и форма, в которой он работает, нашлась очень органично и естественно. Эта гармония содержания и формы делает его произведения чрезвычайно убедительными и запоминающимися.

Николай Коротков, народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств.

На верном пути

С работами скульптора Александра Смирнова я впервые познакомилась в конце 80-х годов на одной из молодежных выставок Союза художников. Заметными были и религиозная тема, что тогда было редкостью, и художественный язык, который явно тяготел к древнерусскому искусству, нерядовое в то время явление для скульптора.

Имя и фамилия автора запомнились. Впоследствии его работы часто встречались на профессиональных выставках и всегда обращали на себя внимание.

Много лет спустя мы с Александром оказались прихожанами одной церкви — храма свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских. На северной стене этого храма снаружи установлен памятный каменный крест «Распятие Христово с предстоящими» (на верхнем конце Троица Ветхозаветная, на концах средней перекладины — парные изображения Богоматери и св. Марии, ап. Иоанна Богослова и мч. Лонгина Сотника, на нижнем конце — образы четырех святителей). Эта работа А. Смирнова — произведение современного искусства, но глядя на Крест, мы вспоминаем древнерусские рельефы. Сама фактура камня мастерски выявленная автором, воздействует на зрителя, помогает нам почувствовать связь времен. Крест установлен в память тех, кто был захоронен под стенами церкви.
Александр Смирнов свободно сочетает различные материалы, что характерно для современной скульптуры. Особенно это касается скульптур-пейзажей с непременным присутствием человека, где небо, вода, ветер, выражены пластически. В работе «Крещение» (1999, дерево) крестообразная зеркальная поверхность воды сделана из кусочка настоящего зеркала, и зритель, увидев себя в отражении, становится участником происходящего священнодействия.

Для достижения наибольшей выразительности образа автор часто использует цвет. Естественный цвет материалов и окрашенных скульптором поверхностей помогает зрителям глубже понять замысел произведений. В арсенале художественных средств скульптора есть также и графические приемы: изображения земли, воды, неба и их обитателей на скульптурах-пейзажах напоминают древние петроглифы, но в то же время, чувствуется очень теплая, доверительная, почти детская интонация автора. («Сокровенная обитель» 2015, «Благословение старца» 2010, «Неусыпаемая псалтырь» 2010, «Радуга» 2016).

Лиризм, сопереживание присутствует и в образах святых подвижников разного времени, и в портретах выдающихся деятелей культуры («Никола Мокрый» 1991, «Андрей Рублев» 1990, «Серафим Вырицкий» 2002, «Талабский старец (о. Николай Гурьянов)» 2008, «Отец Понтий Рупышев» 2004, «Иеромонах Василий Оптинский» 2008, «Бабушка-причастница» 2001, «Н. В. Гоголь» 1985, 1986, «Невский проспект» (А. С. Пушкин) 1986, «А. П. Чехов» 2007, «Рахманинов» 1985, «Ван Гог» 2007).

А. Смирнов прекрасно чувствует материал, с которым работает. В его руках дерево превращается и в облака, и в выразительные складки мантий монахов, и даже способно передать фактуру живописи Ван Гога, его знаменитых характерных раздельных мазков.

Ван Гог под огромными деревьями, столь знакомыми нам по картинам, на мой взгляд, не случаен в галерее портретов, созданных скульптором. Творчество великого художника, по мнению многих исследователей произведений, глубоко религиозно по своему содержанию. Да и в жизни Ван Гога было несколько лет миссионерского служения в беднейших слоях населения.

Деревянные иконные доски — точная деталь в одном из вариантов образа святого преподобного Андрея Рублева, они будто бы напоминают о множестве не дошедших до нас произведений великого русского иконописца.

«Скульптура — это икона для улицы, которая может стоять под открытым небом,» — так сам автор говорит о своих монументальных работах.

В 2007 году в г. Клинцы Брянской области, где А. Смирнов родился, установили памятник, посвященный 300-летию основания города. История Клинцов драматична. Сюда в 1707 году из центральной России бежали старообрядцы. Памятник зрительно делится на две части: вверху семья старообрядцев у Креста, а основанием для группы служит большой колокол. Он покрыт рельефами, изображающим городские пейзаж и сценки современной жизни города. Это создает ощущение единой истории города, продолжающейся в наши дни. Дизайнер альбома остроумно использовал мотивы рельефов памятника в качестве рельефной обложки книги.

Памятник Гоголю в Калуге установлен в историческом парке на месте дома, в котором останавливался писатель. Гоголь стоит, немного ссутулившись, опираясь на конторку, которая понимающему зрителю напоминает аналой. И в этом также проявляется глубина постижения автором великого русского писателя.

Много раз Александр Смирнов обращался к образу своего небесного покровителя — святого благоверного князя Александра Невского. Очень выразительна небольшая скульптура, выполненная в 1995 году. Великий воин-монах уподоблен мечу. Хотя пока это еще не осуществленный проект, но уже видно, что эскиз предназначен для монумента. В течение продолжительного времени художник работает над проектом памятника новомученникам и исповедникам Российским. Сделано несколько очень интересных вариантов. Здесь также автор стремится найти наиболее точный выразительный образ.

С особой ответственностью и благоговением скульптор обращается к образам Богородицы и Спасителя. Скульптура «Не рыдай Мене, Мати» (1994) напоминает о многочисленных интерпретациях этого сюжета в романском искусстве Италии, но у Смирнова он трактован очень самостоятельно, по-русски.

«Покров» (2002), изображающий Богородицу, напротив, напоминает образы Божией Матери в европейской и русской традиции более позднего времени. В этом свидетельство напряженного поиска автором современного художественного языка, впитавшего в себя все лучшее из того, что было наработано предшественниками в предыдущие эпохи.

Традиция русского религиозного церковного и светского изобразительного искусства была прервана более, чем 70 лет. Сейчас она постепенно восстанавливается. Но, к сожалению, на наших художественных выставках, да и в храмах, нередко появляются произведения невысокого художественного уровня. Тем отраднее отметить, что творчество Александра Смирнова, связанное с высокой традицией древнерусского искусства, всегда остается эстетически выверенным.

«Для меня сделать скульптуру, которая бы настраивала человека на молитву, — большая и важная задача, может быть, даже недостижимая. Но к этому нужно стремиться. Двигаясь в этом направлении, возможно, и сделаешь что-то стоящее, «- признается Александр Смирнов.

Такому отношению к своей работе стоит поучиться и всем нам, современным художникам.

Вероника Сукоян, член Союза художников России, Московского союза художников, Международного художественного фонда.