Историческая справка

 

 

Афанасие-Кирилловская церковь, что на Сивцевом Вражке, с давних времен освящает старомосковскую землю. История не сохранила имена строителей и первых прихожан, обстоятельства, при которых она была возведена и посвящена Святителям Александрийским. Но ничто не бывает случайным, всегда в исходной точке есть человек, у которого возникает желание и решимость, Богу содействующу, построить храм. Такой личный, сокровенный момент чьей-то жизни становится началом разных, неразрывно связанных друг с другом историй – храма, строителей и тех, для кого он строится.

Храм Свтт. Афанасия и Кирилла был возведен предположительно во второй половине XV века. Поначалу деревянный, он не единожды горел вместе с другими городскими постройками. Огненная стихия беспощадно поглощала все на своем пути, но вера приходских людей раз за разом воскрешала наш храм из небытия.

В церковных архивах сохранились свидетельства неустанных забот прихожан, среди них – документы о возрождении нашего храма, разоренного и оскверненного французами за время оккупации Москвы (с 14 сентября по 20 октября 1812 года). Вернувшись в Москву и едва отстроившись на пепелище, прихожане тут же начали восстанавливать храм и приходскую жизнь. И уже 2 января 1813 года благочинный Пречистенского сорока протоиерей Герасим Алексеев совершил освящение Никольского придела…

Разрушительный пожар случился и в новое время – в 1980 году. Огонь выжег, полностью уничтожил все росписи, которые каким-то чудом еще сохранялись внутри заброшенного с 1932 года здания, уцелели только стены. И все же храм выстоял и будто готовился к новой странице своей истории.

В 1991 году храм Свтт. Афанасия и Кирилла был передан Русской Православной Церкви. И верующие люди, наконец, ступили на его порог.

С первой встречи, с первого шага в это странное пространство бывшего и будущего храма, заполненное слоями многолетнего строительного и бытового мусора, стало неоспоримо ясно: ты в храме Божием, который, невзирая на горечь от всевозможных унижений, по-прежнему хранит в своих стенах все достоинство высокого предназначения, ниспосланного ему свыше – быть неумолкаемым зовом к вечной жизни в Отечестве Небесном.

Когда начинается восстановление храма, нет практически ничего: ни рук, ни материалов, ни средств. В этой ситуации удивительным образом дается прочувствовать значимость, радость и благодарность за любую самую малую малость, которая вдруг обретается.

На твоих глазах рождается и формируется приход, это неожиданно откликается в душе чувством: как семя, брошенное в землю в данное время и в данном месте, ты чудесным образом допущен, пусть лишь отчасти, лицезреть таинственные процессы, которые обычно сокрыты от глаз человеческих и ведомы только Богу. Надмирные стихии приводят к церковному порогу то одного человека, то другого, а то и целую семью – ищущих, страдающих, заблудившихся, то совсем юных и чистых, то пробудившихся к вере в уже преклонных годах.

Годами зреет зерно, преображается храм, преображаются люди, которые своим трудом и жертвенностью помогают храму, и через эту помощь помогают самим себе. Именно так освящают свою жизнь многие: Божиим благословением, покаянием, святыми Таинствами. В этом – великое служение храма, так во всей полноте жизни храм сам собирает свой приход.

В истории возрождения в полной мере открывается то, что все призванные в разное время потрудиться в этом винограднике участвуют, каждый в свою меру, в чуде Божием. И через это сознаешь, как близок нам Бог и какова Его воля! Все это и та́инственно, и в то же время, явно, и непередаваемо словами.

5 ноября 1992 года, после шестидесяти лет забвения, в очень скудной обстановке, можно сказать, среди руин, была (о, чудо!) совершена первая Божественная литургия.

К этому времени не осталось никого из прихожан начала XX века, живших рядом и преданно заботившихся о своем храме. Но родились и выросли на просторах нашей Родины (в Гродненской области Белоруссии, в Баку, Киеве, Харькове, Бишкеке, Казани, Саранске, Вятке, Волгограде, Владивостоке, Вологодском крае, Муроме, Петербурге, Калуге, ближнем и дальнем Подмосковье и, конечно, в самой Москве) те, кому суждено было стать новой общиной.

Вспоминается евангельская притча о царе, устроившем брачный пир для своего сына (Мф. 22:1–14). И поскольку званые оказались недостойными, он послал своих слуг на распутия, чтобы созвать на пир всех, кого найдут. Так и нас собирает Господь на распутиях жизни, указывая дорогу, ведущую к храму.

А храм Божий привносит в нашу жизнь святость, это наилучшее место, где может воспитаться человек. Лики святых угодников, Таинства, Благодать – здесь все для нас, здесь мы учимся общению с Богом и, каждый в свою меру, впитываем святость.

В 2022 году мы отметили тридцатилетие с благословенного дня первой Литургии. Теперь богослужения торжественно совершаются в благолепном, удостоившемся великого освящения храме, наполненном прихожанами, которые с любовью заботятся о нем.

Разные пути и судьбы привели нас на место встречи с Богом и друг с другом. В благодарность Господу за Его великую милость и долготерпение приносим наши истории о том, как на своих путях мы встретили Храм.

А может, это Храм встретил нас?

Промысл Божий продолжает творить чудеса…

Протоиерей Михаил Осколков,

настоятель храма Свтт. Афанасия и Кирилла

ВЕХИ ИСТОРИИ

Переулок Сивцев Вражек расположен в самом сердце старой Москвы. Здесь неподалеку, в районе нынешнего Арбата, пролегала древняя дорога, соединявшая Москву с Можайском и Смоленском. В XIV – XV веках, при великом князе Иване III Васильевиче, в этих местах началась масштабная городская застройка, и в результате на «вспольях» – окраинах города – появились дворцовые слободы, населенные мастеровыми людьми, использовавшими в своем производстве открытый огонь. Там поселились кузнецы, седельники, уздечники и другие ремесленники, служившие при великокняжеских конюшнях. В XVI веке при Иване Грозном эти дворы были взяты в опричнину, и тогда же, вероятно, появились казенные слободы, названия которых сохранились в топонимике арбатских переулков – Староконюшенного, Плотникова, Денежного. В районе современных Филипповского и Большого Афанасьевского переулков, у стены Белого города, которая проходила там, где сейчас расположен Гоголевский бульвар, находилась слобода иконописцев, а по другую сторону Сивцева Вражка – дворцовая Царицына слобода.

Много веков назад здесь была поставлена церковь Спаса Нерукотворного Образа, которую именовали по ее южному приделу Афанасие-Кирилловской, что на Сивцевом Вражке.

Когда именно был построен этот храм, установить вряд ли возможно. Скорее всего, это произошло в конце XV – начале XVI века. В сохранившейся «Книге патриаршего приказа» за 1631 год церковь Свтт. Афанасия и Кирилла, очевидно разрушенная или сгоревшая в Смутное время, записана «новоприбылой», то есть вновь построенной. Сперва церковь была деревянной, а в начале XVIII века здание отстроили в камне. Вместе с москвичами храм претерпевал все испытания и катаклизмы русской истории.

Через два века после Смутного времени, в 1812 году, московская земля вновь стала театром военных действий. «…Злее зла Москва не видывала, как от поляков в 1611–1612 годах, а потом при французах в 1812».

Когда Москва была в осаде, в храме Свтт. Афанасия и Кирилла произошло знаменательное событие, которое навсегда осталось в памяти священнослужителей и прихожан. Как сообщают источники: «…в сей церкви первоначально поставлена была икона Смоленския Богородицы, принесенная в Москву из Смоленска в 1812 году, и потом крестным ходом отнесена из оныя в Успенский собор».

Надвратная Смоленская икона Божией Матери Одигитрии – покровительница и путеводительница русского войска в сражениях войны 1812 года. Когда начались тяжелые бои за Смоленск и русские войска покидали город (6/19 августа), по распоряжению генерала Ермолова Смоленскую икону вынесли из города. Как сам Ермолов писал об этом в «Записках»: «Я приказал вынести из города образ Смоленской Божией Матери, укрывая его от бесчинств и поруганий святыни». В Москве святыня была помещена в нашем храме и уже отсюда крестным ходом перенесена в Успенский собор Кремля.

Когда французские войска заняли Москву, церковь Свтт. Афанасия и Кирилла подверглась разорению и осквернению. Церковное здание было в плачевном состоянии, равно как и дворы и усадьбы московских жителей, но благодаря преданности и любви прихожан жизнь быстро вернулась в ее стены. Верным людям удалось сохранить антиминсы главного алтаря (Спаса Нерукотворного) и Афанасие-Кирилловского придела, для Никольского был выдан новый антиминс. 2 января 1813 года состоялось освящение Никольского придела, в котором в дни престольных праздников проводились службы. И все же за малочисленностью приход церкви Свтт. Афанасия и Кирилла был приписан к Иоаннопредтеченской.

Через четыре года, в 1816-м, была восстановлена и освящена центральная часть с главным алтарем и примыкавшим к ней северным Никольским приделом с печным отоплением. Афанасьевский придел был устроен в трапезной части между арками.

13 июня 1837 года состоялось закладка нового придела свтт. Афанасия и Кирилла, через полгода, 15 декабря 1837-го, святитель Филарет Московский освятил новосозданный Афанасьевский придел.

Полностью перестройка храма длилась почти двадцать лет. Только в 1856 году по завершении всех работ было совершено великое освящение храма. По новому плану были также отстроены новая трапезная часть и колокольня, оба придела были симметрично расположены с южной и северной стороны трапезной. Архитектура храма, его интерьер были выполнены в стиле позднего классицизма. Основная часть нового храма оставалась «летней», теплым по-прежнему был только Никольский придел.

Шли годы, приход рос, к концу 1870-х годов здание вновь обветшало и стало тесновато. Силами прихожан были собраны и изысканы нужные средства и произведена значительная перестройка. Объем храма был значительно расширен: боковые приделы выдвинуты вперед вровень с центральным, поставлены новые иконостасы. В 1888 году храм приобрел знакомый всем вид.

В 1932 году по приказу безбожной власти церковь Свтт. Афанасия и Кирилла, как и большинство церквей, была закрыта. Но здание не разрушили: в разные годы здесь размещались общежития, электромеханические мастерские и проч. С 1970-х годов начались реставрационные работы, предполагалось в стенах храма устроить концертный зал. Но когда в 1991 году храм вернули Церкви, оказалось, что внутри здания царило полное запустение: выгоревшие стены, полностью уничтоженный белокаменный пол, горы строительного мусора, здесь мало что напоминало о былой жизни.

И вновь, как в прежние времена, прихожане своей любовью, трудами и тщанием начали восстанавливать поруганную святыню. Все силы немногочисленной на то время общины были отданы на восстановление, ремонтные работы и создание интерьера и благоукрашение. Эти труды, требовавшие отдачи всех сил, преодоления всевозможных препятствий, сплачивали и укрепляли прихожан.

БЛАГОУКРАШЕНИЕ                                                                      

«Иконы сами приходят в храм», – говорил отец Иоанн (Крестьянкин). Так и происходило. Каждый обретенный образ становился источником молитвенной радости и помощи в трудах прихожан.

Знаменательной стала встреча с настоятелем церкви Воскресения Словущего (Филипповской), протоиереем Василием Серебрянниковым, который, как оказалось, знал наш храм и помнил, как до закрытия в 1932 году его мать часто ходила сюда к чудотворной иконе «Утоли моя печали». Итогом этой исторической встречи стало возвращение главной храмовой иконы свтт. Афанасия и Кирилла, которая все эти годы хранилась в Филипповской церкви. Святители вернулись в родную обитель – в то время еще разоренную, скудную, полуразрушенную. С их участием и несомненной помощью трудилась тогда еще немногочисленная община, восстанавливая храм и возрождая его жизнь.

Духовная дочь протоиерея Василия монахиня Диодора (Морозова), которая была крещена в нашем храме и являлась его прихожанкой до самого закрытия в 1932 году, смогла рассказать о внутреннем устройстве, расположении приделов, иконах, которые в нем находились. Матушка вернула церкви спасенные и сохраненные ею аналойные иконы свтт. Афанасия и Кирилла и Успения Божией Матери, а отец Василий одарил наш храм иконой своего небесного покровителя свт. Василия Великого.

Одну из первых икон для храма заказал Максим Запальский, в те времена алтарник, ныне настоятель храма Свв. прпп. Кирилла и Марии в Северном Тушине, протоиерей Максим. Образ прп. Амвросия Оптинского – свидетель первых трудов по расчистке, ремонту и благоустройству, становления нашей общинной жизни.

Когда ремонтные работы были еще на ранней стадии, к настоятелю возрождающегося храма иерею Михаилу Осколкову поступила просьба временно разместить небольшое собрание икон одного из московских коллекционеров. В благодарность за помощь владелец коллекции оставил в дар одну из икон своего собрания – «Благовещение Пресвятой Богородицы». Примечательно то, что когда были получены документы о передаче здания церкви общине, оказалось, что распоряжение правительства Москвы было принято и утверждено именно в день Благовещения, 7 апреля 1992 года.

В начале 1990-х годов в районе Арбата открылось несколько частных антикварных магазинов. В кабинете директора одного из этих магазинов казначей прихода Ирина Петровна увидела большую икону Всех Святых с образами Пречистой Богородицы в клеймах. По цене этот образ был, казалось, недоступен, но прихожанин Игорь Иванович Конюхов смог изыскать такие средства. Таким образом, Матерь Божия и сонм всех святых пришли в наш, совсем еще пустой и неустроенный, храм.

В медицинском центре, располагавшемся неподалеку от церкви Свтт. Афанасия и Кирилла, находилось несколько старинных икон прекрасного письма. Когда центр закрывался, руководство решило передать эти иконы в близлежащий храм. Так были обретены образы Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Знамение», «Боголюбская», «Утоли моя печали».

Многие иконы храма, находившиеся в плачевном состоянии, возродила к жизни реставратор Наталия Сергеевна Чубарова. На вечную память остались завещанные ею старинные иконы Божией Матери «Казанская» и «Нечаянная радость», написанный ею образ прпмц. вел. кн. Елисаветы, а также книги по церковному искусству и архитектуре.

Аналойная икона Спаса Нерукотворного – память о другой прихожанке нашего храма, Екатерине Федоровне Даниловской. Стараниями Галины Александровны Мартыновой в храм пришла икона «Введение Богородицы во храм», оказавшаяся чудотворной: по молитвам перед этим образом несколько супружеских пар разрешились от бездетности. По горячему желанию прихожанки Галины Николаевны Старостиной, благодаря ее настойчивым хлопотам и заботе была написана икона мученику Уару. Тщанием прихожан были написаны многие иконы во славу Господа, Божией Матери и небесных покровителей заказчиков.

Галина Гуляева, архитектор, несомненно, была нам послана свыше. С любовью и мастерством она спроектировала все три иконостаса, которые органично вписались в архитектуру храма. Иконы в иконостасах – высокопрофессиональная работа иконописцев Сергея, Ольги и Александра Черных.

Большая часть икон нашего храма создана современными мастерами. Бесценны труды иконописцев Анны Глебовой, Леонида Дмитриева, Татьяны Ермолинской, Ирины Зарон, Галины Кривопуск, Ольги Лавровой, Людмилы Сергунькиной, Марины Кирилловой, художников, работавших под руководством Киры Георгиевны Тихомировой, а также наших прихожан –Николая Короткова, Надежды Макаровой, Вероники Сукоян.

На смену безвременно ушедшей Наталье Чубаровой появился замечательный реставратор Андрей Лысенко, его коллеги – Ольга Постернак и Николай Фролов также внесли свою неоценимую лепту. Существенное значение сыграли труды прекрасного мастера, резчика по дереву Алексея Журавлева и Галины Ворониной, которая искусно залевкасила и покрасила все алтарные преграды и киоты.

В благоукрашении храма принимают участие наши прихожане: художник Екатерина Лукьянова, скульпторы Кира Рябинина, Александр Смирнов, ювелирных дел мастер Максим Кочкаян.

ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ

— 7 апреля 1992 года, день Благовещения Пресвятой Богородицы, – утверждение документов о возвращении храма.

— 5 ноября 1992 года – освящение алтаря придела свтт. Афанасия и Кирилла, первая после 60-летнего перерыва Божественная литургия.

— 11 сентября 1993 года – возвращение из церкви Воскресения Словущего (Филиппповской) главной храмовой иконы свтт. Афанасия и Кирилла. В этот день крестным ходом по древней Иконной слободе святители вернулись в свой родной дом.

— 14 января 2003 года – освящение главного алтаря во имя Спаса Нерукотворного образа.

— 17 декабря 2009 года – освящение алтаря Свято-Никольского придела.

— 4 марта 2017 года, суббота первой седмицы Великого поста, – великое освящение храма, совершенное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В память об этом историческом событии Предстоятель Русской Церкви подарил новоосвященному храму икону «Торжество Православия».