На историческом ристалище. Историк Петр Васильевич Хавский (1783-1876)
Если средневековые рыцари скрещивали копья на ристалищах в угоду милым дамам, то историки, одержимые своей наукой, наносят друг другу удары ради правильного понимания прошлого. Одна из схваток в среде русских учёных середины 19-го века разгорелось из-за разности взглядов на то, как вели в древности на Руси летосчисление, какой месяц считался первым, как переводить на современный лад ту или иную летописную дату.
Более других оставил исследований о русской хронологии, дворянской генеалогии и прочих вспомогательных исторических дисциплинах Пётр Васильевич Хавский.
Противоречивая информация о его рождении заставила обратиться к самому надёжному в таком деле источнику — метрическим книгам. К счастью, не все метрические книги Егорьевска, в 20-м веке отошедшего к Московской губернии, были отправлены в столицу. Метрическая книга за 1783 г. сохранилось в Государством архиве Рязанской области, что позволило расставить все точки над «i». Будущий тайный советник и член Союза Благоденствия родился в Егорьевске 15 августа 1783 г. в семье канцеляриста нижнего земского суда Василия Алексеевича Хавского и его жены Прасковьи Никифоровны. 20 августа младенец был крещен и наречен именем Пётр. Восприемниками при крещении были заседатель уездного суда капитан И. А. Повалишин и жена капитана-исправника А. И. Киселёва. Почему сам Хавский ошибся при указании дня и месяца своего рождения, наверно, навсегда останется для нас тайной.
За «Хронологические таблицы в трёх книгах» (1848 г.) ему присудили Демидовскую премию. Издал он за свою более чем восьмидесятилетнюю государственную службу множество сочинений и среди них «О наследстве завещательном, родственном и выморочном» (1817 г.), «Указатель источников и географии Москвы с древним уездом» (1839 г.), «Об исторических актах по московским архивам (1840 г.), «Учёный трактат от чего Пасха Христова…» (1850 г.), «Лекции при обучении в Правительствующем Сенате чиновников, приготовляемых в аудиторы (1855 г.), «Месяцесловы, календари и святцы русские» (1856 г.), «Предки и потомство рода Романовых» (1865 г.) и так далее.
Но учёные, бросаясь в бой, не смущаются множеством регалий и книг у коллеги-противника. Археограф П. М. Строев, отстаивая сентябрьский год как самый древний, обзывал Хавского «московским шарлатаном», Н. Г. Устрялов смеялся: «Темно, как у Хавского», третий петербургский историк А. А. Куник обвинял своего московского коллегу во всех смертных грехах. С Хавским спорили, его ругали, но с ним считались. Да и сам Пётр Васильевич мог постоять за себя, вернее, за науку. «Год мартовский я ставлю в голову, то есть прежде готов сентябрьского и январского, – пишет он издателю «Полного собрание русских летописей» Я. И. Бередникову, — а противники наши с вами, наоборот, голову ставят на хвост… Неужели дадим пищу противником нашим оспаривать правое дело?»
«Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских», другие академические и популярные журналы вступают в жаркие учёные споры, историки разят друг друга фактами и насмешкой, но не ради личной выгоды – ради исторической истины. «Господа Устрялов и Куник, — возвышает свой голос Хавский, — такие ценители хронологии и генеалогии, которым ни то, ни другое неизвестно и я заблаговременно приуготовил себя выслушать хулу на мой труд. Но это меня не остановит — не первая волку зима.» Победителем научных баталий первой половины 19-го века стала русская история, обогатившаяся множеством разнообразных исследований. Фактологическая точность и обилие источников способствовали появлению во второй половине 19-го начале 20-го века блестящих трудов С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова и других. Их достижения стали возможны благодаря упорному труду предшественников, таких, как Хавский. Сам Н. М. Карамзин пользовался его глубоким познаниями дворянских родословных, граф М. М. Сперанский привлёк Петра Васильевича к составлению «Собрания российских законов», Н. В. Гоголь восхищался его трудами.
Хавский гордился лестными отзывами о своей работе и огорчался нелицеприятными, но ни те, ни другие не отвлекали его от каждодневного исследовательского дела. «До 10 стоп извел бумаги, — вздыхает он 22 октября 1853 г., — и ныне непрестанно клею и пишу». И так продолжалось с десятилетнего возраста, когда он в 1793-м году поступил копиистом в Егорьевский суд, до 1876 г., когда на 93-м году жизни Пётр Васильевич ушел из государственной службы и из жизни.
Несмотря на свой архивный сухой труд, даже в преклонном возрасте Хавский оставался по жизни восторженным юнцом и романтиком. Ему уже перевалило за 61 год, когда он, вдовец, помог переправиться через грязь одной из московских улиц незнакомой барышне, влюбился в неё с первого взгляда и вскоре назвал законной супругой.
На Святой неделе 1870 года Пётр Васильевич, любитель церковной старины и, между прочим, староста храма Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке с тридцатилетним стажем, посетил в Донском монастыре бывшего секретаря митрополита Платона (Левшина) архиепископа Евгения. Старики поговорили о прежних временах, сравнили их с нынешними — конечно, не в пользу последних — и вдруг Хавский предложил: «Ваше Высокопреосвященство! Пропоем Пасху?!» И два старца громко, с воодушевлением запели священный канон: «Воскресение день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха. От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе победную поющая…Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется… Святися, святися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе воссия…
Оба старцы ожили, помолодели и снова с наслаждением окунулись в беседу о временах Екатерины и Павла, ведь годы царствования Александра I, Николая I, Александра I были для них днём сегодняшним, а хотелось вспоминать свою далёкую юность.
Из книги Михаила Вострышева «Московские обыватели» ( Москва, издательство «Молодая Гвардия», 2003 г.)
Подробнее о П. В. Хавском можно прочитать здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/Хавский,_Пётр_Васильевич