Расписание богослужений и объявления

 
 Пояснение к апостольским и евангельским чтениям Воскресных и Праздничных дней
(Вевюрко Илья Сергеевич)
К воскресению 8 декабря

АПОСТОЛ

Апостол воскресный, зача́ло 221 (Еф 2. 14–22):

Бра́тие, Христо́с е́сть мир наш, сотвори́вый обоя́ еди́но, и средосте́ние огра́ды разори́вый, вражду́ Пло́тию Свое́ю, Зако́н за́поведей уче́ньми упраздни́в, да о́ба сози́ждет Собо́ю во еди́наго но́ваго челове́ка, творя́ мир, и примири́т обои́х во еди́ном те́ле Бо́гови кресто́м, уби́в вражду́ на нем. И прише́д благовести́ мир вам, да́льним и бли́жним, Зане́ Тем и́мамы приведе́ние о́бои во еди́ном Ду́се ко Отцу́. Те́мже у́бо ктому́ не́сте стра́нни и прише́льцы, но сожи́теле святы́м и при́снии Бо́гу, назда́ни бы́вше на основа́нии апо́стол и проро́к, су́щу краеуго́льну Самому́ Иису́су Христу́, о Не́мже вся́ко созда́ние составля́емо расте́т в це́рковь святу́ю о Го́споде, о Не́мже и вы созида́етеся в жили́ще Бо́жие Ду́хом.​

Некоторые слова:

«миръ» (в отличие от «мiръ») — «примирение»

«имамы» — «имеем»

«наздани» — «надстроены»

​Пояснение:

В этом зачале из Послания к Ефесянам апостол Павел говорит о разделении человечества на два лика (к ним относятся слова «оба», «обоя») — евреев и язычников. Евреи работали под игом Закона, полного разнообразных предзнаменований, чтобы подготовить себя к возвещению миру Христа, язычники же оставались при естественном свете совести, блуждая по своим путям. Те и другие грешили. Соединиться им было невозможно, так как ни те, ни другие не имели полного света Истины. Теперь же созидается «единый новый человек», в котором Закон и совесть будут одним, внутренним евангельским Законом Духа.

Апостол Введе́ния, зача́ло 320 (Евр 9. 1–7):

Бра́тие, име́яше пе́рвая ски́ниа оправда́ния слу́жбы, свято́е же людско́е. Ски́ниа бо сооружена́ бысть пе́рвая, в не́йже свети́льник, и трапе́за, и предложе́ние хле́бов, я́же глаго́лется Свята́я. По вторе́й же заве́се ски́ниа, глаго́лемая Свята́я святы́х, зла́ту иму́щи кади́льницу, и ковче́г заве́та окова́н всю́ду зла́том, в не́мже ста́мна злата́ иму́щая ма́нну, и жезл Ааро́нов прозя́бший, и скрижа́ли Заве́та. Превы́шше же его́ херуви́ми сла́вы, осеня́ющии олта́рь, о ни́хже несть ны́не глаго́лати подро́бну. Сим же та́ко устро́еным, в пе́рвую у́бо ски́нию вы́ну вхожда́ху свяще́нницы, слу́жбы соверша́юще. Во втору́ю же еди́ною в ле́то еди́н архиере́й, не без кро́ве, ю́же прино́сит за себе́, и о людски́х неве́жествиих.

​Некоторые слова:

«людское» — «мирское», изображающее собою мир (в отличие от Святого святых, изображавшего пребывание Бога вне мира)

«стамна» — то же, что «ручка» (сосуд, в который собирали манну во время блуждания по пустыне)

«прозябший» — «процветший»

«выну» — «всегда» (др.-русск. «въ-ину», «в каждый иной момент времени», «постоянно»)

​Пояснение:

Согласно замыслу Святых Отцов, определивших это чтение для Праздника Введения, скиния была прообразом Богородицы, но особенно внутренняя часть скинии, Святая святых, так как в ней находились наиболее священные предметы ветхозаветного культа, прообразовывавшие Иисуса Христа: кадильница (каждение символизирует благодать Святого Духа), манна («хлебом, сшедшим с небес», называет Себя Христос в Евангелии), процветший жезл Аарона (символ девственного рождения), скрижали («Закон», Слово Божие). О двух Херувимах, изображения которых были в ветхозаветном Храме, апостол отказывается говорить здесь, имея в виду, что это предмет таинственный и сложный. Согласно некоторым толкованиям, херувимы символизировали небесные сферы, за которыми находится уже область невидимого; а может быть, апостол подразумевает под ними отображение двух Лиц Святой Троицы, подобно тем Ангелам, которые явились Аврааму и Лоту. Архиерей, один и однажды в год входящий во Святая святых, также изображает собою Христа, причём апостол подчёркивает, что входит он «не без крови» (священник вносил в алтарь жертвенную кровь), тем самым указывая одновременно на два таинства — Воплощения и Искупления.

ЕВАНГЕЛИЕ

В Неде‌лю 27‑ю, зача‌ло 71 (Лк 13. 10–17):

В о вре‌мя о‌но, бе‌ учя‌ Иису‌с на еди‌ном от со‌нмищ в суббо‌ту. И се жена‌ бе иму‌щи дух неду‌жен лет осмьна‌десять, и бе слука‌ и не могу‌щи восклони‌тися отню‌д. Ви‌дев же ю‌ Иису‌с, пригласи‌ и рече‌ ей: же‌но, отпущена‌ еси‌ от неду‌га твоего‌. И возложи‌ на ню ру‌це, и а‌бие простре‌ся и сла‌вляше Бо‌га. Отвеща‌в же старе‌йшина собо‌ру, негоду‌я, зане‌ в суббо‌ту исцели‌ ю‌ Иису‌с, глаго‌лаше наро‌ду: шесть дний есть, в ня‌же досто‌ит де‌лати, в ты‌я у‌бо приходя‌ще цели‌теся, а не в день суббо‌тный. Отвеща‌в же у‌бо ему‌ Госпо‌дь и рече‌: лицеме‌ре, ко‌ждо вас в суббо‌ту не отреша‌ет ли своего‌ вола‌ или‌ осла‌ от я‌слий, и вед напая‌ет? Сию‌ же дщерь Авраа‌млю су‌щу, ю‌же связа‌ сатана‌, се осмоена‌десяте ле‌то, не досто‌яше ли разреши‌тися ей от ю‌зы сея‌ в день суббо‌тный? И сия‌ Ему‌ глаго‌лющу, стыдя‌хуся вси противля‌ющиися Ему‌, и вси лю‌дие ра‌довахуся о всех сла‌вных быва‌ющих от Него‌.

​Некоторые слова:

«сонмище» — «молитвенное собрание» (синагога)

«слука» — «согнутая» (ср. «лук», «излучина»)

«юза» — «узы», «узда»

​Пояснение:

В субботу иудеям было заповедано давать отдых и рабу, и животным, а также самим пребывать в покое, чтобы изображать собою Божественный покой. Иисус, «снимая узы» с больной женщины и освобождая её от власти сатаны, тем самым совершает именно то, что надлежало делать по заповеди о субботе. Но старейшина синагоги понимает заповедь формально, в связи с чем он негодует и говорит: «приходите исцеляться в другие дни».

Богоро‌дице: зача‌ло 54 (Лк 10. 38–42; 11. 27–28):

Во вре‌мя о‌но, вни‌де Иису‌с в весь не‌кую: жена‌ же не‌кая и‌менем Ма‌рфа прия‌т Его‌ в дом свой. И сестра‌ ей бе нарица‌емая Мари‌а, я‌же и се‌дши при ногу‌ Иису‌сову, слы‌шаше сло‌во Его‌. Ма‌рфа же мо‌лвяше о мно‌зе слу‌жбе, ста‌вши же рече‌: Го‌споди, небреже‌ши ли, я‌ко сестра‌ моя‌ еди‌ну мя оста‌ви служи‌ти; рцы у‌бо ей, да ми помо‌жет. Отвеща‌в же Иису‌с, рече‌ ей: Ма‌рфо, Ма‌рфо, пече‌шися и мо‌лвиши о мно‌зе. Еди‌но же есть на потре‌бу. Мари‌а же благу‌ю часть избра‌, я‌же не оты‌мется от нея‌… Бысть же егда‌ глаго‌лаше сия‌, воздви‌гши не‌кая жена‌ глас от наро‌да, рече‌ Ему‌: блаже‌но чре‌во носи‌вшее Тя‌, и сосца‌, я‌же еси‌ ссал. Он же рече‌: те‌мже у‌бо блаже‌ни слы‌шащии сло‌во Бо‌жие, и храня‌ще е‌.

​Некоторые слова:

«молвяше» — «беспокоилась», «суетилась»

«рцы» — «скажи», «реки»

«темже» — «итак», «в самом деле»

​Пояснение:

Этот отрывок читается на Богородичные праздники в связи со второй его частью, где говорится о блаженстве Матери Иисуса. Первая же часть, используя характер Марии, сестры Лазаря, объясняет блаженство другой Марии, Пресвятой Девы. Здесь не противопоставление: «блаженно чрево, носившее» Иисуса, или же «блаженны слышащие слово Божие». Наоборот, слово «темже» подразумевает, что между Матерью Божией и хранящими слово Божие таинственно имеется тождество, родство, семейное сходство. Как говорил преп. Макарий Великий: предельная цель жизни христианина — родить в себе Христа.

декабрь 2024 

  

Воскресение 

1 декабря

8.00 Исповедь.

8.30 Литургия. 

Неделя 23-я по Пятидесятнице.

Мч. Платона (302 или 306). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303).

Мчч. Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли.

   Св. Николая Виноградова исп., пресвитера (1948).

Понедельник

2 декабря

8.00 Утреня. Часы (Исповедь). Литургия.

Прор. Авдия (из 12-ти) (IX в. до Р.Х.). Мч. Варлаама (ок. 304). Прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV). Свт. Филарета, митр. Московского) (1867). Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863).

Вторник

3 декабря

17.00 Всенощное бдение. Исповедь.

Среда

4 декабря

8.30  Литургия.

Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 На трапезе разрешается рыба.

Пятница

6 декабря

8.00 Утреня. Часы (Исповедь). Литургия.

17.00 Всенощное бдение. Исповедь.

Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акраган-тийского (VI–VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703).    Мчч. Сисиния, еп. Кизического (III), и Феодора Антиохийского (IV). Прп. Колумбана, игумена Люксейского (615).

Суббота

7 декабря

8.30 Литургия. 

17.00 Всенощное бдение. Исповедь.

Вмч. Меркурия (III). Вмц. Екатерины (305-313). Мч. Меркурия Смоленского (1238-1239). Прп. Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV).

Воскресение

8 декабря  

8.00 Исповедь.

8.30 Литургия. 

 Неделя 24-я по Пятидесятнице. 

  Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311). Прп Петра мольчальника (ок. 429).

Вторник

10 декабря

8.00 Утреня. Часы (Исповедь). Литургия.

   Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия (VI-VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392).

   Икон Божией Матери «Знамение»: Курской-Коренной (1295), Абалакской (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчермная» (XVIII).

Четверг

12 декабря

17.00 Всенощное бдение. Исповедь.

Пятница

13 декабря

8.30 Литургия. 

   Апостола Андрея Первозванного (ок. 62). Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380). Сщмч. Иоанна Честнова пресв. (1937).

Суббота

14 декабря

17.00 Всенощное бдение. Исповедь.

Воскресение

15 декабря  

8.00 Исповедь.

8.30 Литургия. 

Неделя 25-я по Пятидесятнице.

Прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.). Прор. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV).

Вторник

17 декабря   

8.00 Утреня. Часы (Исповедь). Литургия.

Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780).

   Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1505). Сщмчч. Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова пресвитеров, Василия Кашина диакона и с ним 10-ти мучеников (1918).

Среда

18 декабря

17.00 Всенощное бдение. Исповедь.

Четверг

19 декабря

8.30 Литургия. 

   Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок.334).

Суббота

21 декабря

17.00 Всенощное бдение. Исповедь.

 

Воскресение

22 декабря

8.00 Исповедь. 

8.30 Литургия.

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

    Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100г. до Р.Х.). Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI). Прп. Стефана Новосиятеля (912). Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость».

Вторник

24 декабря

17.00 Всенощное бдение. Исповедь.

Среда  

25 декабря 

8.30 Литургия.

   Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца (ок.348).     Прп. Ферапонта Монзенского (XVI). Сщмч. Александра,­­­ еп. Иерусалимс-кого (251). Мч.  Разумника (Синезия) (270–275).

Суббота

28 декабря

17.00 Всенощное бдение. Исповедь.

Воскресение

29 декабря

8.00 Исповедь.

8.30 Литургия. 

Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец.

   Прор. Аггея (500 г. до Р.Х.). Прп. Софии Суздальской (1542). Мч. Марина (III). Блж. царицы Феофании (893-894). Сщмч. Владимира Алексеева пресвитера (1918); сщмчч. Аркадия, еп. Бежецкого, Илии Чередеева, Павла Фаворитова, Феодосия Болдырева, Владимира Дамаскина, Александра Колоколова, Петра Зиновьева пресвитеров, прмч. Макария Смирнова (1937).

Вторник

31 декабря

18.00 Новогодний Молебен.