АПОСТОЛ
Апостол воскресный, зача́ло 221 (Еф 2. 14–22):
Бра́тие, Христо́с е́сть мир наш, сотвори́вый обоя́ еди́но, и средосте́ние огра́ды разори́вый, вражду́ Пло́тию Свое́ю, Зако́н за́поведей уче́ньми упраздни́в, да о́ба сози́ждет Собо́ю во еди́наго но́ваго челове́ка, творя́ мир, и примири́т обои́х во еди́ном те́ле Бо́гови кресто́м, уби́в вражду́ на нем. И прише́д благовести́ мир вам, да́льним и бли́жним, Зане́ Тем и́мамы приведе́ние о́бои во еди́ном Ду́се ко Отцу́. Те́мже у́бо ктому́ не́сте стра́нни и прише́льцы, но сожи́теле святы́м и при́снии Бо́гу, назда́ни бы́вше на основа́нии апо́стол и проро́к, су́щу краеуго́льну Самому́ Иису́су Христу́, о Не́мже вся́ко созда́ние составля́емо расте́т в це́рковь святу́ю о Го́споде, о Не́мже и вы созида́етеся в жили́ще Бо́жие Ду́хом.
Некоторые слова:
«миръ» (в отличие от «мiръ») — «примирение»
«имамы» — «имеем»
«наздани» — «надстроены»
Пояснение:
В этом зачале из Послания к Ефесянам апостол Павел говорит о разделении человечества на два лика (к ним относятся слова «оба», «обоя») — евреев и язычников. Евреи работали под игом Закона, полного разнообразных предзнаменований, чтобы подготовить себя к возвещению миру Христа, язычники же оставались при естественном свете совести, блуждая по своим путям. Те и другие грешили. Соединиться им было невозможно, так как ни те, ни другие не имели полного света Истины. Теперь же созидается «единый новый человек», в котором Закон и совесть будут одним, внутренним евангельским Законом Духа.
Апостол Введе́ния, зача́ло 320 (Евр 9. 1–7):
Бра́тие, име́яше пе́рвая ски́ниа оправда́ния слу́жбы, свято́е же людско́е. Ски́ниа бо сооружена́ бысть пе́рвая, в не́йже свети́льник, и трапе́за, и предложе́ние хле́бов, я́же глаго́лется Свята́я. По вторе́й же заве́се ски́ниа, глаго́лемая Свята́я святы́х, зла́ту иму́щи кади́льницу, и ковче́г заве́та окова́н всю́ду зла́том, в не́мже ста́мна злата́ иму́щая ма́нну, и жезл Ааро́нов прозя́бший, и скрижа́ли Заве́та. Превы́шше же его́ херуви́ми сла́вы, осеня́ющии олта́рь, о ни́хже несть ны́не глаго́лати подро́бну. Сим же та́ко устро́еным, в пе́рвую у́бо ски́нию вы́ну вхожда́ху свяще́нницы, слу́жбы соверша́юще. Во втору́ю же еди́ною в ле́то еди́н архиере́й, не без кро́ве, ю́же прино́сит за себе́, и о людски́х неве́жествиих.
Некоторые слова:
«людское» — «мирское», изображающее собою мир (в отличие от Святого святых, изображавшего пребывание Бога вне мира)
«стамна» — то же, что «ручка» (сосуд, в который собирали манну во время блуждания по пустыне)
«прозябший» — «процветший»
«выну» — «всегда» (др.-русск. «въ-ину», «в каждый иной момент времени», «постоянно»)
Пояснение:
Согласно замыслу Святых Отцов, определивших это чтение для Праздника Введения, скиния была прообразом Богородицы, но особенно внутренняя часть скинии, Святая святых, так как в ней находились наиболее священные предметы ветхозаветного культа, прообразовывавшие Иисуса Христа: кадильница (каждение символизирует благодать Святого Духа), манна («хлебом, сшедшим с небес», называет Себя Христос в Евангелии), процветший жезл Аарона (символ девственного рождения), скрижали («Закон», Слово Божие). О двух Херувимах, изображения которых были в ветхозаветном Храме, апостол отказывается говорить здесь, имея в виду, что это предмет таинственный и сложный. Согласно некоторым толкованиям, херувимы символизировали небесные сферы, за которыми находится уже область невидимого; а может быть, апостол подразумевает под ними отображение двух Лиц Святой Троицы, подобно тем Ангелам, которые явились Аврааму и Лоту. Архиерей, один и однажды в год входящий во Святая святых, также изображает собою Христа, причём апостол подчёркивает, что входит он «не без крови» (священник вносил в алтарь жертвенную кровь), тем самым указывая одновременно на два таинства — Воплощения и Искупления.
ЕВАНГЕЛИЕ
В Неделю 27‑ю, зачало 71 (Лк 13. 10–17):
В о время оно, бе учя Иисус на едином от сонмищ в субботу. И се жена бе имущи дух недужен лет осмьнадесять, и бе слука и не могущи восклонитися отнюд. Видев же ю Иисус, пригласи и рече ей: жено, отпущена еси от недуга твоего. И возложи на ню руце, и абие простреся и славляше Бога. Отвещав же старейшина собору, негодуя, зане в субботу исцели ю Иисус, глаголаше народу: шесть дний есть, в няже достоит делати, в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный. Отвещав же убо ему Господь и рече: лицемере, кождо вас в субботу не отрешает ли своего вола или осла от яслий, и вед напаяет? Сию же дщерь Авраамлю сущу, юже связа сатана, се осмоенадесяте лето, не достояше ли разрешитися ей от юзы сея в день субботный? И сия Ему глаголющу, стыдяхуся вси противляющиися Ему, и вси людие радовахуся о всех славных бывающих от Него.
Некоторые слова:
«сонмище» — «молитвенное собрание» (синагога)
«слука» — «согнутая» (ср. «лук», «излучина»)
«юза» — «узы», «узда»
Пояснение:
В субботу иудеям было заповедано давать отдых и рабу, и животным, а также самим пребывать в покое, чтобы изображать собою Божественный покой. Иисус, «снимая узы» с больной женщины и освобождая её от власти сатаны, тем самым совершает именно то, что надлежало делать по заповеди о субботе. Но старейшина синагоги понимает заповедь формально, в связи с чем он негодует и говорит: «приходите исцеляться в другие дни».
Богородице: зачало 54 (Лк 10. 38–42; 11. 27–28):
Во время оно, вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, небрежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити; рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус, рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе. Едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отымется от нея… Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал. Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие, и храняще е.
Некоторые слова:
«молвяше» — «беспокоилась», «суетилась»
«рцы» — «скажи», «реки»
«темже» — «итак», «в самом деле»
Пояснение:
Этот отрывок читается на Богородичные праздники в связи со второй его частью, где говорится о блаженстве Матери Иисуса. Первая же часть, используя характер Марии, сестры Лазаря, объясняет блаженство другой Марии, Пресвятой Девы. Здесь не противопоставление: «блаженно чрево, носившее» Иисуса, или же «блаженны слышащие слово Божие». Наоборот, слово «темже» подразумевает, что между Матерью Божией и хранящими слово Божие таинственно имеется тождество, родство, семейное сходство. Как говорил преп. Макарий Великий: предельная цель жизни христианина — родить в себе Христа.
Воскресение 1 декабря 8.00 Исповедь. 8.30 Литургия.
|
Неделя 23-я по Пятидесятнице. Мч. Платона (302 или 306). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303). Мчч. Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли. Св. Николая Виноградова исп., пресвитера (1948). |
Понедельник 2 декабря 8.00 Утреня. Часы (Исповедь). Литургия. |
Прор. Авдия (из 12-ти) (IX в. до Р.Х.). Мч. Варлаама (ок. 304). Прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV). Свт. Филарета, митр. Московского) (1867). Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863). |
Вторник 3 декабря 17.00 Всенощное бдение. Исповедь. |
|
Среда 4 декабря 8.30 Литургия. |
Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии На трапезе разрешается рыба. |
Пятница 6 декабря 8.00 Утреня. Часы (Исповедь). Литургия. 17.00 Всенощное бдение. Исповедь. |
Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акраган-тийского (VI–VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Мчч. Сисиния, еп. Кизического (III), и Феодора Антиохийского (IV). Прп. Колумбана, игумена Люксейского (615). |
Суббота 7 декабря 8.30 Литургия. 17.00 Всенощное бдение. Исповедь. |
Вмч. Меркурия (III). Вмц. Екатерины (305-313). Мч. Меркурия Смоленского (1238-1239). Прп. Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). |
Воскресение 8 декабря 8.00 Исповедь. 8.30 Литургия. |
Неделя 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311). Прп Петра мольчальника (ок. 429).
|
Вторник 10 декабря 8.00 Утреня. Часы (Исповедь). Литургия. |
Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия (VI-VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Икон Божией Матери «Знамение»: Курской-Коренной (1295), Абалакской (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчермная» (XVIII). |
Четверг 12 декабря 17.00 Всенощное бдение. Исповедь. |
|
Пятница 13 декабря 8.30 Литургия. |
Апостола Андрея Первозванного (ок. 62). Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380). Сщмч. Иоанна Честнова пресв. (1937). |
Суббота 14 декабря 17.00 Всенощное бдение. Исповедь. |
|
Воскресение 15 декабря 8.00 Исповедь. 8.30 Литургия. |
Неделя 25-я по Пятидесятнице.
Прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.). Прор. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). |
Вторник 17 декабря 8.00 Утреня. Часы (Исповедь). Литургия. |
Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780). Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1505). Сщмчч. Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова пресвитеров, Василия Кашина диакона и с ним 10-ти мучеников (1918). |
Среда 18 декабря 17.00 Всенощное бдение. Исповедь. |
|
Четверг 19 декабря 8.30 Литургия. |
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок.334). |
Суббота 21 декабря 17.00 Всенощное бдение. Исповедь. |
|
Воскресение 22 декабря 8.00 Исповедь. 8.30 Литургия. |
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100г. до Р.Х.). Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI). Прп. Стефана Новосиятеля (912). Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». |
Вторник 24 декабря 17.00 Всенощное бдение. Исповедь. |
|
Среда 25 декабря 8.30 Литургия. |
Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца (ок.348). Прп. Ферапонта Монзенского (XVI). Сщмч. Александра, еп. Иерусалимс-кого (251). Мч. Разумника (Синезия) (270–275). |
Суббота 28 декабря 17.00 Всенощное бдение. Исповедь. |
|
Воскресение 29 декабря 8.00 Исповедь. 8.30 Литургия. |
Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Аггея (500 г. до Р.Х.). Прп. Софии Суздальской (1542). Мч. Марина (III). Блж. царицы Феофании (893-894). Сщмч. Владимира Алексеева пресвитера (1918); сщмчч. Аркадия, еп. Бежецкого, Илии Чередеева, Павла Фаворитова, Феодосия Болдырева, Владимира Дамаскина, Александра Колоколова, Петра Зиновьева пресвитеров, прмч. Макария Смирнова (1937). |
Вторник
31 декабря 18.00 Новогодний Молебен. |