События

Памяти Веры Алексеевны Горбачевой

Вера Алексеевна Горбачева

27 июня 2018 года на восемьдесят восьмом году жизни скончалась Вера Алексеевна Горбачева, одна из старейших прихожанок нашего храма.
С первых же дней после возвращения здания церкви свтт. Афанасия и Кирилла Русской Православной Церкви (1991 г.) она была активной участницей восстановления храма и налаживания приходской жизни, а потом и всех событий, которыми жил приход.
Вера Алексеевна была незаурядным человеком, одаренным многими талантами, но особенно ярко и полно проявился в ее жизни дар человеческого общения. В этом она была поистине Мастером. Она умела общаться свободно и интересно с любым человеком, на любую тему, в любое время и за долгие годы жизни собрала вокруг себя огромное количество благодарных друзей. Случившаяся однажды встреча с Верой Алексеевной, как правило, становилась началом долгой, обычно на всю жизнь, дружбы. «В друзьях особенно счастли ́в» – в последние годы Вера Алексеевна часто повторяла, применяя к себе, слова из «Горя от ума» Грибоедова. И кого только не было среди ее друзей: друзья детства, соседи по коммуналке, школьные подруги, коллеги по работе, ученики из практически всех ее выпусков, сначала ШРМ, а потом и Гнесинки, «случившиеся» друзья по отдыху, по больнице, по деревне, где жила летом, по приходам, куда она обычно ходила и еще многие другие, к которым нередко присоединялись их знакомые и родственники. Гости в доме Веры Алексеевны не переводились, и всегда всем хватало места и в сердце, и за столом. В судьбах многих людях она принимала участие, что-то получалось, что-то не получалось, но живой, сочувственный отклик был всегда.
С ранних лет на долю Веры Алексеевны выпало много испытаний. Родилась она в Белоруссии в Витебской области на хуторе Янки. Вскоре после родов умерла ее мама, и приемные родители привезли ее в Москву в классическую коммуналку в доме на Тверском бульваре, возле стоявшего еще на своем месте памятника А.С. Пушкину, как это называлось тогда, «на Твербуле у Пампуши». Как она часто вспоминала, в среде твербульской детворы, которой был полон двор, она была заводилой. И в детском хоре московского городского Дома пионеров она была, конечно же, солисткой.
Юность в военные и послевоенные годы тоже была по-настоящему трудной, было много серьезных испытаний на выживаемость. Приемная мама умерла, когда Вере было 14 лет, отец жил своей жизнью, в беспробудном пьянстве со всем, что ему сопутствует, и создавал еще больше трудностей для дочки, которая росла фактически как сирота. Но в школе Верочке был послан Богом прекрасный педагог и человек — учитель  литературы Борис Владимирович Бельский, который очень поддержал ее в этот трудный период, которого она всегда с благодарностью помнила,
глубоко чтила и по его стопам пошла в учителя.
Вера Алексеевна преподавала русский язык и литературу сначала в Школе рабочей молодежи, а потом, вплоть до пенсии, в музыкально-педагогическом училище им. Гнесиных. Всегда жизнерадостная, с непоколебимым ничем оптимизмом, во время преподавания в училище она проводила литературно-музыкальные вечера, которые имели очень большой успех у студентов, на них всегда был аншлаг. Многим они запомнились как самые интересные события за все время обучения.
Много лет подряд в летние каникулы Вера Алексеевна организовывала незабываемые турпоходы по северному краю. В этих походах мы не просто и не только знакомились с северным краем, мы познавали себя и друг друга.
Большая почитательница А.С. Пушкина, ежегодно в памятные дни поэта Вера Алексеевна устраивала у себя дома вечера, на которых в обязательном порядке читались стихи, звучала музыка, зачитывались интересные статьи известных пушкинистов. На одном из таких вечеров Вера Алексеевна открыла для всех нас творчество Валентина Непомнящего.
В творческой деятельности Вере Алексеевне всегда помогал ее яркий артистизм. Она была прекрасной рассказчицей. Рассказы о жизни в коммуналке и ее обитателях всегда были колоритными и наполненными правдой жизни. У Веры Алексеевны был приятный и чистый голос, природная музыкальность, удивительная музыкальная память – по слуху она пела множество оперных арий (мама водила ее в театр, и по радио тогда регулярно транслировались оперы), романсов, народных песен, песен из кинофильмов… Сама любила петь и всех увлекала пением, которым частенько завершались застолья в ее доме.
«Горбачева, по тебе цирк плачет», — частенько повторял Алексей Александрович, ее супруг.
Но вся эта бурлящая веселость совершенно не мешала Вере Алексеевне быть очень серьезной и по-своему глубокой в религиозных вопросах. Много судеб соединила Вера Алексеевна, совершались не просто свадьбы, а церковные браки.
Господь благословил ее стать многодетной крестной матерью: у нее тридцать крестников, трое из которых ныне священники. Ее ненавязчивое миссионерство было отмечено церковной наградой – орденом св. равноап. кн. Ольги, врученной ей к 80-летнему юбилею.
Всегда с готовностью Вера Алексеевна предоставляла свой дом для свадебных торжеств, здесь справлялись дни рождения, юбилеи, поминки, именины, проводились детские праздники, рождественские и пасхальные общие разговения…
Благодаря Вере Алексеевне состоялось знакомство со многими священниками. И в первую очередь с прот. Анатолием Правдолюбовым и всем дорогим для нас семейством Правдолюбовых, они явили нам тот образ и живой пример православной семьи, который никто из нас в своей жизни раньше нигде и никогда не встречал. Через семью Правдолюбовых мы узнали об архимандрите Иоанне (Крестьянкине), к советам, молитвам, благословению которого многие имели счастье прибегать. По приходу церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке Вера Алексеевна близко знала прот. Леонида Ролдугина, он не раз бывал у нее в гостях. Благодаря ей мы познакомились и на всю жизнь соединились с незабвенным о. Геннадием Нефедовым, которому досталось нести «легкое бремя» духовного руководства многих учеников и друзей Веры Алексеевны, он крестил, венчал, отпевал и всегда молился за нас.
День отпевания и похорон Веры Алексеевны пришёлся на 29 июня, день памяти свт. Феофана Затворника, которого она очень почитала.
Похоронена Вера Алексеевна была на деревенском кладбище недалеко от Свято-Успенского Вышинского монастыря. Можно сказать, под омофором Святителя и с его благословением.
Вечная память рабе Божией Вере!

Духовные путешествия Александра Смирнова

В 2017 году вышел в свет каталог работ скульптора Александра Смирнова, нашего прихожанина, («Александр Смирнов. Скульптура», М., 2017. Автор статей И. Языкова, дизайн С. Астафуров). В этом издании представлены основные работы мастера за весь период его творчества с 1983 по 2017.

А. Смирнов — признанный мастер, участник многих выставочных проектов. чьи монументальные произведения украшают улицы русских городов, а станковые работы находятся в коллекциях многих музеев и частных коллекций.

Каталог, в котором собраны фотографии работ А. Смирнова, помогает оценить масштаб и понять лейтмотив его творчества. На протяжении нескольких десятилетий мастер исследует путь человеческой души, будь то монах, воин или писатель, человек святой или мучимый грехами. Разнообразие жанров, художественно-выразительных средств и материалов не являются для художника самоцелью, но в каждом случае служат для максимального раскрытия образа. В творчестве А. Смирнова нет назидания, но доверительная, исповедальная интонация друга. И кого бы ни выбирал мастер в качестве своего героя, какую бы композицию ни представлял своему зрителю — это всегда земной путь души, стремящейся к небу. И такое многообразное, сложное и опасное путешествия всегда исполнено твердой надежды на то, что Свет победил тьму.

М. Уманцева, редактор

Всегда в нашем народе ценились люди, в душах которых было нечто святое, светлое. К святому и светлому призывает творчество скульптора Александра Смирнова.

Природа творчества такова, что каждый художник в своей работе всегда имеет некую сверхзадачу, иногда явную, иногда глубоко скрытую.

Вспоминается история 60-х годов, когда в московской квартире собрались люди искусства, в числе которых был Г. А. Товстоногов. Один молодой человек спросил, какую главную задачу ставит и видит Георгий Александрович в своем творчестве. И ко всеобщему удивлению Товстоногов ответил, что главным считает формирование у зрителя чувства стыда. Как известно, стыд является проявлением совести, а совесть — голосом Бога в человеке.

А. Смирнов пришел в творчество сформировавшимся взрослым человеком, хорошо понимающим свои цели и задачи, поэтому и форма, в которой он работает, нашлась очень органично и естественно. Эта гармония содержания и формы делает его произведения чрезвычайно убедительными и запоминающимися.

Николай Коротков, народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств.

На верном пути

С работами скульптора Александра Смирнова я впервые познакомилась в конце 80-х годов на одной из молодежных выставок Союза художников. Заметными были и религиозная тема, что тогда было редкостью, и художественный язык, который явно тяготел к древнерусскому искусству, нерядовое в то время явление для скульптора.

Имя и фамилия автора запомнились. Впоследствии его работы часто встречались на профессиональных выставках и всегда обращали на себя внимание.

Много лет спустя мы с Александром оказались прихожанами одной церкви — храма свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских. На северной стене этого храма снаружи установлен памятный каменный крест «Распятие Христово с предстоящими» (на верхнем конце Троица Ветхозаветная, на концах средней перекладины — парные изображения Богоматери и св. Марии, ап. Иоанна Богослова и мч. Лонгина Сотника, на нижнем конце — образы четырех святителей). Эта работа А. Смирнова — произведение современного искусства, но глядя на Крест, мы вспоминаем древнерусские рельефы. Сама фактура камня мастерски выявленная автором, воздействует на зрителя, помогает нам почувствовать связь времен. Крест установлен в память тех, кто был захоронен под стенами церкви.
Александр Смирнов свободно сочетает различные материалы, что характерно для современной скульптуры. Особенно это касается скульптур-пейзажей с непременным присутствием человека, где небо, вода, ветер, выражены пластически. В работе «Крещение» (1999, дерево) крестообразная зеркальная поверхность воды сделана из кусочка настоящего зеркала, и зритель, увидев себя в отражении, становится участником происходящего священнодействия.

Для достижения наибольшей выразительности образа автор часто использует цвет. Естественный цвет материалов и окрашенных скульптором поверхностей помогает зрителям глубже понять замысел произведений. В арсенале художественных средств скульптора есть также и графические приемы: изображения земли, воды, неба и их обитателей на скульптурах-пейзажах напоминают древние петроглифы, но в то же время, чувствуется очень теплая, доверительная, почти детская интонация автора. («Сокровенная обитель» 2015, «Благословение старца» 2010, «Неусыпаемая псалтырь» 2010, «Радуга» 2016).

Лиризм, сопереживание присутствует и в образах святых подвижников разного времени, и в портретах выдающихся деятелей культуры («Никола Мокрый» 1991, «Андрей Рублев» 1990, «Серафим Вырицкий» 2002, «Талабский старец (о. Николай Гурьянов)» 2008, «Отец Понтий Рупышев» 2004, «Иеромонах Василий Оптинский» 2008, «Бабушка-причастница» 2001, «Н. В. Гоголь» 1985, 1986, «Невский проспект» (А. С. Пушкин) 1986, «А. П. Чехов» 2007, «Рахманинов» 1985, «Ван Гог» 2007).

А. Смирнов прекрасно чувствует материал, с которым работает. В его руках дерево превращается и в облака, и в выразительные складки мантий монахов, и даже способно передать фактуру живописи Ван Гога, его знаменитых характерных раздельных мазков.

Ван Гог под огромными деревьями, столь знакомыми нам по картинам, на мой взгляд, не случаен в галерее портретов, созданных скульптором. Творчество великого художника, по мнению многих исследователей произведений, глубоко религиозно по своему содержанию. Да и в жизни Ван Гога было несколько лет миссионерского служения в беднейших слоях населения.

Деревянные иконные доски — точная деталь в одном из вариантов образа святого преподобного Андрея Рублева, они будто бы напоминают о множестве не дошедших до нас произведений великого русского иконописца.

«Скульптура — это икона для улицы, которая может стоять под открытым небом,» — так сам автор говорит о своих монументальных работах.

В 2007 году в г. Клинцы Брянской области, где А. Смирнов родился, установили памятник, посвященный 300-летию основания города. История Клинцов драматична. Сюда в 1707 году из центральной России бежали старообрядцы. Памятник зрительно делится на две части: вверху семья старообрядцев у Креста, а основанием для группы служит большой колокол. Он покрыт рельефами, изображающим городские пейзаж и сценки современной жизни города. Это создает ощущение единой истории города, продолжающейся в наши дни. Дизайнер альбома остроумно использовал мотивы рельефов памятника в качестве рельефной обложки книги.

Памятник Гоголю в Калуге установлен в историческом парке на месте дома, в котором останавливался писатель. Гоголь стоит, немного ссутулившись, опираясь на конторку, которая понимающему зрителю напоминает аналой. И в этом также проявляется глубина постижения автором великого русского писателя.

Много раз Александр Смирнов обращался к образу своего небесного покровителя — святого благоверного князя Александра Невского. Очень выразительна небольшая скульптура, выполненная в 1995 году. Великий воин-монах уподоблен мечу. Хотя пока это еще не осуществленный проект, но уже видно, что эскиз предназначен для монумента. В течение продолжительного времени художник работает над проектом памятника новомученникам и исповедникам Российским. Сделано несколько очень интересных вариантов. Здесь также автор стремится найти наиболее точный выразительный образ.

С особой ответственностью и благоговением скульптор обращается к образам Богородицы и Спасителя. Скульптура «Не рыдай Мене, Мати» (1994) напоминает о многочисленных интерпретациях этого сюжета в романском искусстве Италии, но у Смирнова он трактован очень самостоятельно, по-русски.

«Покров» (2002), изображающий Богородицу, напротив, напоминает образы Божией Матери в европейской и русской традиции более позднего времени. В этом свидетельство напряженного поиска автором современного художественного языка, впитавшего в себя все лучшее из того, что было наработано предшественниками в предыдущие эпохи.

Традиция русского религиозного церковного и светского изобразительного искусства была прервана более, чем 70 лет. Сейчас она постепенно восстанавливается. Но, к сожалению, на наших художественных выставках, да и в храмах, нередко появляются произведения невысокого художественного уровня. Тем отраднее отметить, что творчество Александра Смирнова, связанное с высокой традицией древнерусского искусства, всегда остается эстетически выверенным.

«Для меня сделать скульптуру, которая бы настраивала человека на молитву, — большая и важная задача, может быть, даже недостижимая. Но к этому нужно стремиться. Двигаясь в этом направлении, возможно, и сделаешь что-то стоящее, «- признается Александр Смирнов.

Такому отношению к своей работе стоит поучиться и всем нам, современным художникам.

Вероника Сукоян, член Союза художников России, Московского союза художников, Международного художественного фонда.

Православный путеводитель по Риму

В 2012 году вышел в свет «Православный путеводитель по Риму», составленный прихожанкой нашего храма Анастасией Фурсовой. Среди множества книг по истории Рима, справочников и путеводителей эта небольшая книжечка несомненно занимает свое особое место.
Как бы ни были великолепны исторические и художественные богатства Вечного Города, православному путешественнику и здесь хочется поклониться святыням. Сделать это самостоятельно достаточно сложно, для этого требуется долгая кропотливая подготовка, на которую перед поездкой, как правило, не хватает ни сил, ни времени.
«Православный путеводитель» представляет краткий обзор первых десяти веков жизни Римской Христианской Церкви и сохранившихся с тех времен святынь, дает путешественнику возможность не просто поклониться, не только выстроить географический маршрут, но и совершить своего рода паломничество по истории древней Церкви, по Риму апостолов, первых христиан, мучеников и исповедников.
Структура путеводителя очень удобна. Все храмы, места поклонения и святыни указаны по районам города. В справке о каждом объекте даются не только исторические сведения, но и необходимые подробности: адрес, ближайшие станции метро или номера автобусов, часы работы, стоимость входных билетов, языки, на которых проводятся экскурсии и адреса сайтов. В каждой главе под названием района перечислены главные исторические и художественные достопримечательности, находящиеся поблизости. В разделе «Святые и святыни» даны краткие жития святых, мощи которых покоятся в Риме. Так что, поклоняясь святыням, можно тут же на месте вспомнить обстоятельства жизни и подвига каждого из святых подвижников. В конце приведены дни памяти святых, которые почили мощами в римских храмах, что позволит не пропустить празднование, пришедшееся на дни поездки.
Информативность, компактность и небольшой формат книжки делают ее удобным спутником в путешествии.
«Путеводитель по Риму» можно также заказать или скачать как приложение.
Гугл Плей http://play.google.com/store/apps/details?id=com.afas
Амазон http://www.amazon.com/Pravoslavnyi-putevoditel-Rimu-Russian-Edition/dp/8026036859
«Мне хотелось написать книгу обо всём, что самой было бы интересно узнать, приехав в город. Не только перечислить мощи, но и рассказать о Римской Церкви, об отдельных храмах, о святых… Всё, что я узнавала, приближало тот христианский Рим, который я увидела когда-то, он на время даже заслонил город других эпох. Мне хотелось показать его остальным». Читать дальше

К празднику Святой Пасхи

23 апреля 2013 года клирик нашего храма диакон Андрей Стрежнев Патриаршим указом удостоин сана протодиакона. Протодиакону Андрею многая и благая лета для служения Господу Богу нашему Иисусу Христу!

 

Международная конференция памяти архиепископа Иоанна (Шаховского) Сан-Францисского

Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

29 – 30 мая в Москве прошла международная конференция посвященная архиепископу Иоанну (Шаховскому) Сан-Францисскому, выдающемуся православному богослову и поэту. Архиепископ Иоанн — одна из ярчайших фигур Русского Зарубежья. Юношей он принимал участие в белом движении; оказавшись вне Родины, проявил себя как блестящий литератор. В 1926 году был пострижен в монашество в Пантелеимоновском монастыре на Афоне. Служил в Югославии, Германии, США. Архиепископ Иоанн известен как автор богословских трудов, бесед и проповедей, издававшихся на многих языках народов мира.

Организаторы (Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, Институт мировой литературы, Тульская епархия Русской православной церкви, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Образовательный фонд имени братьев Сергея и Евгения Трубецких) приурочили проведение конференции к 25-ой годовщине упокоения архиепископа Иоанна.

«Поэт Странник. Архиепископ Иоанн. Князь Шаховской» — так назвали организаторы конференцию. «В этих словах полно выражаются дивные метаморфозы на жизненном пути владыки Иоанна: человек, родившийся с княжеским титулом, принявший монашеский постриг, поэт, взявший псевдоним “Странник”», — отметил, открывая форум, член оргкомитета конференции иерей Георгий Белькинд.

С семейными воспоминаниями выступил племянник владыки Иоанна, князь Дмитрий Михайлович Шаховской, специально прилетевший из Франции на конференцию, который отметил, что «до конца своей жизни отец Иоанн пытался искать Россию и что-то дать России, и в какой-то степени он был голосом России — старой России — за ее рубежами». Доклады, представленные на конференции, представили генеалогические исследования истории рода Шаховских, факты биографии и архипастырского служения владыки Иоанна, анализ богословских взглядов и литературного творчества.

Работа конференции включала в себя поездку на родину архимандрита Иоанна в город Венев Тульской области. Здесь участники и гости конференции приняли участие в заседании клуба краеведов «Веневский уезд», силами которого была переиздана книга отца архиепископа Иоанна, князя Алексея Николаевича Шаховского, «Что нужно знать каждому в России». Князь Алексей Николаевич Шаховской, последний предводитель Веневского уездного дворянства в 1911-1917 годах, писатель и педагог посвятил свой труд патриотическому воспитанию молодежи. Книга была издана в 1910 году и вся распродана, второе издание этой книги в 1912 году также имело большой успех, и автор был удостоен чином камергера двора. После революции 1917 года оставшийся тираж был уничтожен, а книга забыта. Настоящее издание вышло в свет к 25-летию со дня преставления архиепископа Сан-Францисского Иоанна.

30 мая 2014 года, в день памяти владыки Иоанна, участники конференции, потомки рода Шаховских, историки, философы и литературоведы приняли участие в заупокойной литии, которая была проведена в храме свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, что на Сивцевом Вражке. Храм был выбран местом поминовения владыки Иоанна не случайно: в начале 1900-х годов семья Шаховских проживала на Сивцевом Вражке и, родившаяся в 1906 году сестра владыки Иоанна, Зинаида Алексеевна Шаховская, была крещена в нашей церкви.

Архиепископ Иоанн в своей автобиографии вспоминает эти ранние годы: «Мои первые воспоминания о Москве — это Сивцев Вражек на Арбате, где родилась в 1906 году моя младшая сестра Зинаида. В эти первые отчетливые детские картинки 1907–1908 годов входят мои прогулки с няней Татьяной, и игры на песке Пречистенского бульвара, и желтенькая медалька — такие раздавали в день открытия на бульваре памятника Гоголю». Можно предположить, что прогулки с няней включали в себя и посещение ближайшего храма – церкви свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских.

Уходят люди. Каждому черёд.
Вся наша жизнь в простом вопросе этом:
Кого Господь к ответу позовёт,
Кого утешит Сам Своим ответом?
Не могут уберечься берега
От волн, стремящихся к покою, —
Так наша жизнь течёт к Его рукам,
Благословенная Его рукою.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский <197?>

Сестра владыки Иоанна Зинаида Алексеевна Шаховская в своих воспоминаниях пишет:

«Пожелтевший, но хорошо сохранившийся вопреки превратностям судьбы документ уведомляет : 30 августа 1906 года в Москве у князя Алексея Николаевича Шаховского, статского советника, и его законной супруги Анны Леонидовны фон Книнен родилась дочь Зинаида, окрещенная в церкви Святых Афанасия и Кирилла на Арбате. Сомнительная путевка в жизнь, если подумать о том, что принесет миру XX век. Дитя законного брака, я лишена возможности предъявить более пикантную родословную. Отец мой не был убийцей, мать не работала девушкой по вызову, и родилась я не в трущобе. Придется, однако, разочаровать и любителей иного толка биографий: я появилась на свет не у подножья трона, и не было у меня золотой колыбели, усыпанной изумрудами. Место моего рождения — богатая, но не роскошная квартира в старом районе Москвы, в самом ее центре. Ничего особенного, ничего примечательного; необыкновенное ожидает меня впереди.

Сивцев Вражек, мой родной переулок, в XV веке примыкал к большой торговой дороге на Смоленск. В конце XVI века здесь обосновались опричники, ищейки Ивана Грозного; позже эти места заняли дворцовые слободы плотников и конюхов первого царя из династии Романовых. Церковь Святых Афанасия и Кирилла, где меня крестили, доныне уцелевшая, хотя и бездействующая (в 1992 г. храм Святых Афанасия и Кирилла Александрийских, что на Сивцевом Вражке, вновь стал действующим. (прим. перев.), в 1654 году соседствовала с владением Андрея Ростопчина, предка прославленного московского губернатора 1812 года. Именитые люди выбирают Сивцев Вражек для постройки своих домов начиная с  1716 года. В XIX веке Сивцев Вражек входит в историю литературы: здесь живет писатель Аксаков, которого навещает Гоголь. Рядом, в доме, принадлежащем богатому дворянину Александру Яковлеву, проведет несколько лет его внебрачный сын Александр Герцен. В доме № 16 по этому переулку окончит свои дни Мария Гартунг, старшая дочь Александра Пушкина, прослывшая прототипом толстовской Анны Карениной.

Детство мое прошло в поместьях и в Петербурге, и я не знала дома, где родилась. Только в 1956 году, ровно через пятьдесят лет после моего рождения, зимней ночью, когда кружила метель и мороз перехватывал дыхание, один старик повел меня в Сивцев Вражек и показал мне тот дом. Все вокруг было нереальным: этот призрак, возникший из прошлого, город, самый чужой среди многих, царившие здесь безлюдье и тишина. Как-то утром, под бледным февральским солнцем, я пришла сюда еще раз, понимая тщетность этого сентиментального паломничества. Дом не выдавал своих тайн, а я не могла позвонить у дверей «бельэтажа», как говорили «встарь». От облупленных стен, невзрачных, боязливо съежившихся, веяло тленом и прахом.

Как бы то ни было, ни одно воспоминание не могло воскресить дом, связанный лишь с первым криком, первым вздохом.»

Зинаида Шаховская. «Таков мой век». Издательство «Русский путь», Москва, 2006.

Перевод с французского Н. Кисловой, прихожанки храма Святых Афанасия и Кирилла