Вероника Сукоян

Вероника Сукоян. Автопортрет

Вероника Сукоян. Автопортрет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вероника Сукоян родилась в Москве в 1957. Окончила Московскую  среднюю  художественную  школу (ныне МАХЛ РАХ) в 1976, затем МГАХИ им. В.И.Сурикова (мастерскую  профессора  Курилко-Рюмина М.М.) в 1983. После окончания  института  работала в  комбинате  живописного  искусства  МГОХФ России. В 1988 г. вступила в СХ СССР (секция живописи МОСХ), ныне Товарищество живописцев Московского союза художников. В 1982-1989  художник  неоднократно  отправляется  в  творческие  командировки  в  Среднюю Азию, Сибирь, центральные области  России. Поездка  в  Тверскую  область  по  Пушкинскому  кольцу Верхневолжья на  долгие  годы  стала  тематическим  источником  работы  живописца. Другой  большой темой  является  современная  Москва, причём  не  только  пейзаж, но  и  интерьер.

Результатом  участия  в  2002  году  в  выставке  во  Франции (Шербург) стала  серия натюрмортов, посвящённых  французским  художникам.
С  1982 г. по  настоящее  время  В. Сукоян  участвует  в  профессиональных  выставках всех уровней ( международные, всероссийские, региональные). За последние 3 года участвовала в 14 выставках, в том числе: «Мир живописи и скульптуры» ( МСХ, 2006 г. ЦДХ), дары московских художников Музею МСХ ( МСХ, 2007 г.,Кузнецкий мост, 11), «75 лет Московскому союзу художников» (МСХ, 2008 г., ЦДХ).
Работы  находятся  в  государственных  художественных  музеях  Тулы, Курска, Твери (филиал-музей А.С.Пушкина в с. Берново, работы переданы через Советский фонд культуры в 1989 году), в Музее московских художников.
Персональные  выставки  состоялись: в  музее  А.С. Пушкина  в  Берново в 1988 г., в «Библио-Глобусе»  в  Москве в 1997 г., в Московском  Академическом  художественном  лицее в 1999, в г. Нелидово в 2007, в  Галерее живописного  искусства ТЖ МСХ в Москве в 2008 г.
В.Н. Сукоян  совмещает  творческую  деятельность  с  преподавательской  работой.
В  1991-1998 гг.  обучает  основам  мастерства  юных  художников  в  Московском  академическом художественном лицее РАХ, а в 2006-2010 гг. преподаёт в государственном  специализированном  институте искусств (ФГОУ ГСИИ).

e- mail: sukoyanart @ mail. ru

Про вертеп.

Традиция создания Рождественских вертепов пришла в Россию из Европы. В последние годы эта традиция становится всё более распространённой.

Вертепы устанавливают в храмах и возле них, в домах, в городской среде. Изготавливают из различных материалов, иногда даже из льда, часто используют готовые детали.

Много, много лет назад, или задуманное начинает сбываться.  

Идея сделать небольшой вертепчик для дома появилась у меня лет пятнадцать тому назад. Я стала собирать маленькие предметики, которые, как мне казалось, могут пригодиться для будущей работы. Присмотрела и место — полку-нишу на кухне. Но год проходил за годом, приближалась зима, и я никогда не успевала даже начать что-то делать.

В начале декабря 2011 года мне позвонил знакомый священник о.Владимир, служивший тогда настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Бернове (Тверской области) и попросил сделать Рождественский вертеп достаточно большого размера. Высота фигур предполагалась около одного метра.

Времени оставалось меньше месяца. Делать фигуры объёмными не хотелось. Всё-таки, круглая скульптура, даже такая «игрушечная», не соответствует православной традиции (исключением, конечно, является деревянная средневековая скульптура Русского Севера). К тому же, я совершенно не представляла из чего и как это можно сделать за такой короткий срок. Я стала внимательно разглядывать самые известные древнерусские и византийские иконы, фрески, мозаики с сюжетом Рождества Христова и поняла, что фигуры можно сделать плоскими. То есть, выбрать отдельные сцены, вырезать фигуры всех участников из картона и раскрасить их в соответствии с иконописным каноном. Сначала сделала эскиз на бумаге, зарисовки из различных источников, потом небольшой картонный макетик. Задачу усложняло то, что «пещера» должна была быть складывающейся, так как предстояло отвезти всё сооружение на нашей машине за 300 км от Москвы.

Прочный многослойный картон нашёлся в магазинчике упаковочных материалов — две двухметровые коробки для транспортировки одежды. Вырезала, склеила по макету «пещеру».Фасад «пещеры» обрамляла арка из»горок»(земли в православной изобразительной традиции). На арке, слева — волхвы на конях, спешащие поклониться Богомладенцу. Справа — пастухи с овечками, слушающие ангелов. Над всеми — ангелы, склонившиеся над пещерой и указывающие путь волхвам и  пастухам. И в центре — сияющая Вифлеемская звезда. (Замечу, между прочим, что долго не могла придумать, как её рисовать. Идею «подсказала» «вдруг» увиденная мною звёздочка на большом паникадиле нашего храма). Передняя «стенка» пещеры открывалась и опускалась вниз. На ней было изображено дерево с пасущимся возле него стадом овец и коз. Внутри пещеры — три картона особенной формы. На них — главные участники События. В центре – Пресвятая Богородица, поддерживающая Богомладенца, лежащего в каменных яслях. В богословском толковании сюжета каменные ясли являются прообразом будущего каменного гроба Спасителя. Над яслями склонились ослик и вол — символы язычников и иудеев, объединённых Христом в вере.»Вол знает владетеля своего и осёл ясли господина своего»(Ис.1:3).Слева — праведный Иосиф, всё ещё искушаемый сомнениями, как его изображают на многих иконах. Справа – несколько «удивлённых» коровок с телёночком. На полу, запасённое с лета сено. Вся конструкция немного напоминала книжки моего детства с раскладывающимися картинками. Вертеп был сделан в срок и 4-го января 2012 года доставлен в наш деревенский храм, где нашлась подходящая двухметровая скамья для его установки.

Первый вариант вертепа. Храм Успения Божией Матери, с. Берново.
4 января 2012 г.

Неожиданное продолжение.

После Новогоднего молебна 31 декабря 2013 года я решилась показать фотографию этого вертепа о.Михаилу и предложила сделать такой же для  нашего храма. Предложение было с радостью принято. Времени для работы было очень мало — всего шесть(!) суток. Решено было сделать всю конструкцию также складывающейся, но немного меньше по размеру. На сей раз картон остался после нашего квартирного ремонта. Вертеп успели поставить к вечеру 6-го января 2014 года в Никольском приделе. Для подставки чудесным образом подошли два столика, купленных накануне. На Рождественской службе я «засыпала стоя» в буквальном смысле этого выражения. В следующем 2015 году вертеп снова установили, и… оказалось, что он великоват для нашего храма — не очень удобно обходить его во время каждения. Я начала обдумывать новый вариант. Посоветовавшись с батюшкой, решила сделать конструкцию в два раза меньше в основании, то есть использовать для подставки только один столик. Нашлась и подходящая коробка для основной сцены. Не было необходимости делать вертеп складывающимся, так как он становился сравнительно небольшим. Также о.Михаил посоветовал создать атмосферу большей скромности, бедности обстановки, в которой воплотился Спаситель.

За работой над «большим» вертепом для нашего храма. Январь 2014 г.

Новая задача.

Механическое уменьшение всей композиции в два раза было бы неудачным решением. Слишком мелкими становились детали, хотелось увидеть Рождественскую историю полнее, продлить повествование, добавить нарядности. К тому же, чересчур заметными оказывались «скучные» ножки столика-подставки.

      В октябре 2015 года я принесла о.Михаилу маленький макетик. В верхней части, изображавшей пещеру — коленопреклонённая Пресвятая Богородица и праведный Иосиф в молитвенном предстоянии перед Богомладенцем, лежащим в корзинке-яслях. Над Ним склонились ослик и вол. Такая икона находится в пещере Рождества Христова в Вифлееме. От картона с изображением других животных, бывшего в первоначальном варианте вертепа, к сожалению пришлось отказаться.

Фасадная арка, обрамляющая центральную сцену, осталась, практически такой же, но стало меньше ангелов, указывающих дорогу волхвам и пастухам. Вернее сказать, некоторые ангелы»взлетели»в небо над пещерой. За фасадом на наружных стенах пещеры — символическое изображение Вифлеема. Зубцы городских стен первоначально сделала прямоугольными, то есть так, как строили на Востоке крестоносцы. Получилось грубовато. Заменила их на многоступенчато-пирамидальные (помогли лекции В.В.Нарциссова о древнем Дамаске). Верхняя часть всех стен — панорама-фриз града. Идея пришла под впечатлением от мозаики XII-XIIIвв. церкви Сан-Клементе (св.Климента, папы Римского, особо почитаемого у нас от времен Крещения Руси). Мозаику сделали работавшие тогда в Риме византийские мастера. Это, конечно, не исторически точный Вифлеем, а собирательный образ городской архитектуры, как её изображают в древнерусской и византийской традициях.

На нижних частях стен первоначально были нарисованы бытовые сцены жизни горожан. На правой стене: корзинщик, плетущий корзину, напротив него женщина, достающая воду из колодца (может быть для омовения только что родившегося Младенца?), на земле между ними, играющий с петухом ребёнок (через несколько дней он будет убит царём Иродом). На левой стене: лесоруб собирается срубить сухое дерево, рядом с ним играет на волынке музыкант, сидящий на огромном кувшине. В предварительных эскизах были и другие сюжеты. Эти темы возникли под впечатлением от увиденного мною в Храме Христа Спасителя огромного вертепа, подаренного современными итальянскими мастерами (сделала с него несколько зарисовок). Но, на мой взгляд, сцена Рождества Христова там недостаточно выделена — всё поглощается бытовой жизнью мира. Хотя сама идея изображения многообразия людской жизни и «незаметного» появления в ней «чуда из чудес» меня очень привлекает и, надеюсь, что смогу ещё к ней вернуться.

Первоначальный вариант сюжета на правой стене. Январь 2017 г.

Сзади, на стене противоположной фасаду, почти сразу появилось»Бегство в Египет», дополненное небольшими сюжетами  — «Омовение Младенца» и «Сон Иосифа обручника». Впоследствии, сцена «Омовения Младенца» будет увеличена и перенесена на правую стену, а на её месте появится «Избиение младенцев».

На углах стен — стилизованные римские колонны, напоминающие зрителю о порабощении Израиля Римской Империей. В уголках за фасадной аркой — две небольшие двери, чуть различной формы, приглашающие нас заглянуть внутрь и увидеть домашнюю жизнь горожан. Над ними каменные вазы с цветами — любимое украшение стен в южных странах. Крыша пещеры — ночное небо с парящими ангелами.»Слава в вышних Богу!»… Лёгкие фигурки ангелов из раскрашенного картона с разноцветными блёстками прикреплены тонкими серебристыми ниточками к проволочным позолоченным аркам, и кажется, что они действительно парят в небе.

Впечатление усиливается от малейшего движения воздуха. Верхняя часть помещается на столике-подставке, задрапированном со всех сторон тканью, разделённой на четыре полотнища. Внизу, по моему замыслу, должна была быть показана природа Востока — Земля, встретившая Богомладенца. Поэтому фоном для всех сюжетов стали «горки». Также, как верхнюю часть объединяет панорама-фриз городской архитектуры, так нижнюю часть опоясывает кайма водной стихии. Можно трактовать её, как реку жизни, житейское море, Иордан, озёра Галилеи. В воде, конечно, рыбы, а на суше животные и птицы. На фронтальном полотнище — мотив из первоначального варианта вертепа – дерево с пасущимся стадом овец и коз. Детали изображения небольшие. Также ритмически ему должна была соответствовать противоположная сторона под сценой «Бегства в Египет». Мне очень нравились фигуры оленей на мозаике церкви Сан-Клементе. Олени пьют воду из источника у корней огромного дерева, прорастающего в Крест Господень.»И будет яко древо, насажденное при исходящих вод…»(Пс.1,3) И ещё: «Им же образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже»(Пс.41,2). Этот сюжет я и решила интерпретировать. Но не дерзнула в данной ситуации изобразить Крест. И, вместо столь высокого символа, сделала гнездо с птенцами и кормящими их взрослыми птичками. Такая символика понятна и детям и взрослым, и может быть, на мой взгляд, соотнесена с изображением»Святого Семейства на пути в Египет».

Чтобы избежать однообразия ритма в нижней части, я решила сделать на боковых полотнищах две крупных фигуры — льва и павлина. Лев, как самый могущественный обитатель животного мира пустынь Востока. Его увидела на иконе святого мученика Маманта, у мироточивых мощей которого удалось побывать на Кипре в 2015 году. Павлин, как самая красивая птица южных стран. Вдохновляли и павлины из Сан-Клементе и знаменитый «Павлин» Наталии Гончаровой. А потом пришло понимание того, что все эти представители фауны — лев, павлин, олень, ягнёнок и, конечно, рыба — являются символами Христа. Поэтому их изображения так часто встречаются в искусстве христианского мира.

Макетик был одобрен о.Михаилом, и началась работа. Времени опять катастрофически не хватало. К Празднику Рождества Христова в январе 2016 года я успела сделать только верхнюю часть. Полностью закончена была лишь центральная сцена (фигуры помогал дописывать мой муж, Николай Коротков). Наружные стены вертепа были прорисованы тёмно-коричневой темперой по картону и кое-где прописаны золотом. Столик-подставку задрапировали подходящей по цвету тканью из ризницы. Но над пещерой уже «парили в небе» ангелы! Наши благодарные прихожане были рады и не судили меня строго.

Новые решения.Полезный подарок.

Осенью 2016 года я начала работать с нижней тканевой частью. Но как её делать? В маленьком макетике я использовала только холст и белую марлю. В самых первых вариантах полотнища были из сплошного холста, смотрелись очень тяжеловесно. Техника живописного изображения на негрунтованном холсте была отвергнута мною сразу. Это напоминало плохие «нафталиновые» декорации, выглядело бы слишком неинтересно, «дёшево» и небрежно, как ни старайся. Я решила прорезать части изображений на холсте, затянуть прорези марлей и, таким образом, «облегчить» нижнюю часть. Но для исполнения в большом размере этот способ не подходил. Холст смотрелся очень скучно, марля неопрятно, всё вместе ненарядно и непразднично. И вот — о, счастье! — мне дарят целый чемодан с различными театральными тканями! Разноцветными, прозрачными, фактурными! Лоскутики принесли в художественную школу родители учеников для постановок натюрмортов, но не всё пригодилось. Мои друзья-педагоги знали, что я делаю вертеп, и рады были мне помочь с материалами. Я разложила»тряпочки» по цветам, добавила то, что нашлось дома, собрала цветные нитки, фурнитуру и принялась за работу.

Сначала нарисовала картоны (предварительные рисунки на бумаге) к каждой части. Сложности возникли с рисунком рыб в воде. Сделала наброски с рыб из атласа, с икон, фресок, мозаик. Получался аквариум, а не водная стихия. Решение увидела на армянской средневековой книжной миниатюре, изображающей «Крещение Господне». Там рыбки играли в воде, и из волн были видны то головки, то хвостики. А сделать их разными помогли предварительные зарисовки.

Батюшка утвердил картоны, я сняла с них кальки и перевела рисунки на ткань. Холст, отвергнутый мною вначале, пригодился, как основа. Фоном для «горок» стала материя из ризницы, которой драпировали столик в прошлом году. Сначала вырезала прозрачные части на холсте, потом на лицевой поверхности.Чёткого плана, как, что и из чего делать, не было. Не было и цветных эскизов. Думаю, что они были бы бесполезны. Материал сам подсказывал, как вести работу.

Шила, вышивала, пришивала бусины, ленточки, тесёмочки. Пуговицы для застёжек между полотнищами удалось подобрать похожими на пуговицы для церковных облачений. К Рождеству 2017 года успела сделать только две части — фасад с деревом и стадом и льва с правой стороны. Эти стороны наиболее заметны, и не слишком обращало на себя внимание то, что остальное не закончено. Появилось и окончательное понимание случайности бытовых сцен на боковых стенах вверху. Сюжеты вызывали много вопросов у зрителей и отвлекали от главной темы. Я заменила их на известные эпизоды Рождественской истории — «Омовение Младенца» и «Поклонение волхвов». Но сделать это удалось только в следующем 2018 году. Тогда же были доделаны заднее и левое полотнища с оленями и павлином и написаны темперой все наружные стены, кроме архитектурной панорамы города. Этот фрагмент был закончен только к январю 2019 года.       

Мне, как художнику, виделась не до конца решённой проблема сочетания двух техник — живописной в основной верхней части конструкции и техники тканевой аппликации в нижней части. На мой взгляд, между частями существовал пластический «разрыв», не была преодолена эклектичность художественного решения. И, какговорится,»недостаток был превращён в достоинство». Я использовала третий изобразительный язык и выполнила панораму города в технике бумажной аппликации. Этот способ был более трудоёмким и удлинял процесс, но, зато, позволял «уплостить» задний план и, одновременно, придать большее значение,»весомость» городу, как ещё одному «персонажу» Рождественской истории. Как мне кажется, введение ещё одной техники стало художественно оправданным, превратило эклектику в стиль, сделало объект более нарядным.

С самого начала нужно было продумать, как осветить центральную сцену. Первоначально было три небольших фонарика, спрятанных внутри «пещеры». В январе 2022 года(по предложению и при участии одной из прихожанок) добавились мерцающие свечки-фонарики по внутреннему периметру арки. Свечки были превращены из белых в золотые, а для их размещения на стенах пещеры я выклеила специальные выступы.

Каждый год перед Рождеством вертеп появляется в нашем храме и пребывает в нём на Святках до Крещения. Радуюсь, что удалось завершить эту многолетнюю работу, и немного грустно от того, что она закончилась. Надеюсь, результат нравится прихожанам и посетителям нашего храма.

                                                        

    Р.S. Местонахождение первого вертепа, сделанного в 2011 году, мне неизвестно. Надеюсь, что этот вариант не пропал бесследно и пребывает в одном из храмов Тверской области. Первоначальный большой вертеп для нашего храма сейчас находится в храме Казанской иконы Божией Матери в г.Самаре. Его отвезли туда мои друзья. Там такому подарку очень обрадовались.

  В.Сукоян.Декабрь 2022 г.

Первоначальный «большой» вариант нашего вертепа в храме Казанской иконы Божией Матери в Самаре. 2017, 2018 гг.

Первоначальный «большой» вариант нашего вертепа в храме Казанской иконы Божией Матери в Самаре. 2017, 2018 гг.
4 января 2012 г.