Святители Афанасий и Кирилл, патриархи Александрийские. Иконография

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь (основан в 1615 году)

Монастырь получил свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители послужило обретение чудотворного образа Нерукотворного Спас в 1612 году.

Подробнее http://www.ubrus76.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F 

Фильм об обители

http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/kirillo-afanasievskij-monastyr-v-yaroslavle.html 

Росписи храма Рождества Богородицы (село Ферапонтово, начало XVI в.)

Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монасты́рь — музей и действующий мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году монастырь в список Всемирного наследия.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства. 

Царские врата из церкви Ризположения (село Бородава, 1495 г.)

Царские врата из иконостаса церкви Ризположения (XVI в)

Небольшая деревенская церковь Положения ризы Богоматери, построенная на средства ростовского владыки, относится к простейшему типу клетских сооружений и не идёт ни в какое сравнение с теми грандиозными и, видимо, изощренными по формам храмами, которые возводились современными ей ростовскими «древоделами». Она состоит из трёх срубов разного размера и высоты — собственно храма, алтаря и трапезной, которая первоначально была окружена открытой галереей — папертью, уничтоженной при ремонте 1848 года. В 1957 году церковь была перенесена на территорию Кирилло-Белозерского монастыря с последующей реставрацией в процессе сборки и, кажется, лишь благодаря этому сохранилась до наших дней.

Относящиеся ко второй половине XVI века Царские врата, судя по упрощенным формам навершия и подбору изображенных персонажей, являются повторением первоначальных врат Ризоположенской церкви, исполненных около 1485 года. На створках, помимо традиционного «Благовещения» в верхних клеймах, представлены московский митрополит Пётр и святитель Кирилл Александрийский. Любопытно, что при последнем поновлении Царских врат обе фигуры были заменены на изображения московского же митрополита Ионы и святого Максима, возможно, праведного иерея Тотемского, хотя такое предположение отнюдь не безусловно. Как бы то ни было, возвращаясь к первоначальной живописи Царских врат, необходимо отметить следующее. Появление на створках изображения святого Кирилла Александрийского связано, по-видимому, не только со стремлением напомнить о преподобном Кирилле Белозерском, основателе соседнего Кирилло-Белозерского монастыря, чьим патроном является александрийский святитель. Кирилл Александрийский был известен и почитаем на Руси уже с XI столетия. Тематика многих его сочинений теснейшим образом соприкасалась с кругом богословских проблем, неоднократно обсуждавшихся в церковных кругах Москвы, Новгорода и того же Белоозера в конце XV века. Среди этих сочинений «Послание еже к Иеремии о святей Троици»; «О святой Троице»; «Беседа о Пречистей Богородице и о святех отцех, иже на Ефесьцем сборе, на Нестория нечестивого»; «Слово о святем Иоанне и о Богородици». Особо популярным было приписываемое Кириллу «Слово о исходе души и Втором Пришествии», помещавшееся в следованной Псалтири и, несомненно, привлекавшееся в спорах о предполагаемом «конце света» по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира (1492 год). Произведения Кирилла Александрийского цитируются в «Послании иконописцу», автором которого принято считать преподобного Иосифа Волоцкого, а адресатом — художника Дионисия. Изображения Кирилла распространяются в иконописи со второй половины XV века и нередко встречаются среди образов других святителей на столбиках Царских врат. Однако его крупный полнофигурный образ на вратах из Бородавы уникален. Соответственно, уникальна и их иконографическая программа в целом. 

К концу XV века «портреты» московского митрополита Петра, одного из главных «устроителей земли Русской», были не менее распространенными. Приблизительно с середины столетия его изображения вводятся в состав деисусных чинов, где, как правило, являются парными иконам святителя Леонтия Ростовского или митрополита Московского Алексия (кроме того, все три святителя представлены в росписи алтарных столбов Рождественского собора Ферапонтова монастыря 1502 г.). Появление фигуры Петра на вратах из Бородавы могло отвечать замыслу заказчика не только в контексте общегосударственных идей. Являясь первым московским митрополитом, Петр, по существу, также был одним из первых в истории русской церкви активных борцов с ересью, что, несомненно, делало его крайне привлекательной фигурой для антиеретической группировки, о которой говорилось выше.

Совокупность этих данных в известной степени помогает объяснить необычный подбор фигур на бородавских вратах. Определенное значение для его объяснения имеет и существование более ранней традиции парного изображения обоих святителей, что можно видеть на так называемом «Малом» саккосе митрополита Фотия в Государственной Оружейной палате, который, предположительно, был создан в честь канонизации митрополита Петра. Эта традиция еще ждет дополнительного изучения. И все же, независимо от нее, самый факт изображения святителей Петра и Кирилла на Царских вратах взамен евангелистов или творцов литургии может быть связан лишь с волей заказчика, с его особыми соображениями, которые в конечном счете остаются неизвестными. Однако это нововведение не получило развития и осталось, по-видимому, на уровне личных пожеланий ростовского архиепископа Иоасафа. Сходной оценки заслуживает и более поздняя по времени инициатива включения в состав росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря сцены «Видение Евлогия» (1502 г.), возможно, также принадлежавшая бывшему архиепископу, но в еще большей мере включение в состав композиции на южном фасаде собора «портретов» преподобных Ферапонта и Мартиниана, припадающих к престолу Богоматери. Позднейшему повторению первоначальных Царских врат присущи те же черты провинциализма, что и центральным деисусным иконам, появившимся в Ризоположенской церкви после пожара, около середины XVI века. Скромная и одновременно обильная орнаментация саккоса митрополита Петра и фелони архиепископа Кирилла ассоциируется с украшениями народных бытовых предметов и узорами набивных тканей. Связь с традициями иконописи предшествующего периода, проявившаяся в приглушенном колорите и свободе художественной манеры, объединяет врата с группой поздних и наиболее архаичных деисусных икон из Бородавы. Но подчеркнуто объемная моделировка, наполненность форм «личного» (наилучшим образом сохранились лик и руки святителя Петра), как и усложненная архитектура в клейме с архангелом Гавриилом из сцены «Благовещение», вводят памятник в круг иконописи второй половины XVI века. Наряду со специфически местными чертами, в Царских вратах, как и в деисусных иконах XVI века из Бородавы, прослеживаются признаки воздействия среднерусской художественной культуры. Необычная охра фона и одеяний, заменяющая белила, сближает врата с некоторыми современными им иконами провинциально-ростовского происхождения. Эта близость находит параллели в архитектуре Белозерского края середины второй половины XVI столетия, где четко прослеживается преемственная связь с ростовской строительной школой.

Источник: Попов Г.В. Церковь Ризоположения из села Бородава. М., 2006. Все права сохранены. Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.kirmuseum.ru. Все права сохранены. В источнике электронной версии печатный материал приведен в сокращении. Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2011 г.

Святой Афанасий Александрийский и мученица Татиана

Святой Афанасий Александрийский и мученица Татиана

3-я четверть XVIII века, из усадьбы Полотняный Завод, дерево, яичная темпера, серебро, чеканка. Из собрания музея изобразительных искусств, г. Калуга.

В коллекцию древнерусского отдела музея изобразительных искусств входят семейные иконы из усадьбы Гончаровых Полотняный Завод: «Нил Столбенский на фоне монастыря» (1774) и «Афанасий Александрийский и Татья­на» (XVIII в.). Икона Св. Афанасия и Св. Татианы является семейной иконой Афанасия Абрамовича Гончарова – прапрадеда Н.Н.Гончаровой-Пушкиной, и его жены Татьяны. Подробнее о А. А. Гончарове тут https://ru.rodovid.org/wk/Гончаров,_Афанасий_Абрамович

Мемориальный историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод» был открыт 4 июня 1999 г., к 200-летию со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Экспозиция музея располагается на втором парадном этаже трёхэтажного дома Гончаровых и насчитывает 13 залов. В настоящее время на первом этаже находится поселковая библиотека, на третьем – детская школа искусств им. Н.Н. Гончаровой.

Формирование усадебного комплекса происходило в первой половине XVIII века при Афанасии Абрамовиче Гончарове – прапрадеде Н.Н.Гончаровой-Пушкиной. Главная особенность этой усадьбы состояла в том, что она была сформирована на территории с промышленным комплексом, где с корпусами парусно-полотняной и бумажной мануфактур органично сочетался дворцеподобный дом Гончаровых, церковь Спаса Преображения, Конный двор, парки , оранжерея, пруды и другие объекты.

Главный усадебный дом был построен в 30-х годах XVIII века. К сожалению, не сохранилось документов, из которых можно было бы узнать имя его архитектора, но существует предположение, что им мог быть великий Б. Растрелли. Первоначально дом имел всего два этажа, был тёмно-красного цвета с белоснежными деталями пышного барочного декора. В 40-50-х гг. он был перекрашен в лазоревый цвет, а в 70-х гг. перестроен в стиле господствующего тогда в архитектуре классицизма. Перестройка дома осуществлялась по проекту московского архитектора К.И. Бланка. К концу XVIII века это был трёхэтажный дом светлого цвета с ризалитами по основным фасадам. Именно таким видел этот дом в 30-х гг. XIX столетия приезжавший в Полотняный Завод А.С. Пушкин. Усадьба Гончаровых была одной из наиболее крупных по размерам и наиболее богатых по убранству российских усадеб.

В 1918 г. главный дом усадьбы был национализирован, а предметы обстановки отправлены на хранение в Калужский губернский исторический (ныне краеведческий) музей. На протяжении нескольких десятилетий советской власти в доме находилась средняя школа, а также действовали курсы для повышения квалификации работников писчебумажной промышленности.

Трагической вехой в истории усадьбы Гончаровых стала Великая Отечественная война. В октябре 1941 г. Полотняный Завод был оккупирован немецко-фашистскими войсками. В первый же день оккупации усадьба была практически полностью уничтожена пожаром. От великолепного дворца остался лишь остов. Последующие десятилетия продолжали оказывать своё разрушительное воздействие.

Решение о восстановлении усадьбы было принято Калужским Облисполкомом в октябре 1967 г. Первые восстановительные работы начались в 1972 г. под руководством московского архитектора В.А. Жилиной – праправнучки Сергея Николаевича Гончарова (младшего брата Н.Н. Пушкиной). Затем реставрация была продолжена архитекторами В.А. Корчагиным и А.А. Кондратьевым. В июне 1999 года в главном усадебном доме был открыт музей. Подробнее об усадьбе Полотняный завод http://pzapovednik.ru/

Преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Александрийский,  с житием Кирилла Белозерского

Преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Александрийский, с житием Кирилла Белозерского

Государственная Третьяковская галерея. Вторая половина 16 века. Дерево, левкас, темпера, 98х75. Макариевская мастерская. Находилась в собрании И. С. Остроухова. Поступила в 1929 году

В среднике в предстоянии Святой Троице изображены основатель Кирилло-Белозерского монастыря преподобный Кирилл (1337-1427) и его святой соименник,архиепископ Александрийский Кирилл (376 — 444). Святые обращены друг к другу. Их позы и жесты свидетельствуют о живом диалоге между игуменом северного монастыря и александрийским богословом, победившим несторианскую ересь и утвердившим понятие триипостасного единства Бога. Энергичным, повелительным жестом руки с раскрытой ладонью епископ словно передает слово истины игумену, а преподобный, принимает этот дар, молитвенно воздев руки. Оба святых стоят у подножия горы. На ее вершине — два деревца, тянущие ветви вверх, к Святой Троице, — метафора единства в вере русского святого и великого александрийца. Внутри горы – водоем, в котором плавают сверкающие чешуей рыбы, а в глубине притаился рак, тянущий клешни к прекрасным рыбам. Этот образ метафорически раскрывает мысль о общем предназначении епископа и игумена, божественным глаголом улавливать в свои «сети» человеческие души, избавляя их от власти диавола.

Средник иконы окружен восемнадцатью клеймами жития Кирилла Белозерского, литературной основой которых послужило Житие преподобного, написанное Пахомием Логофетом (XV в.). (источник https://kirillbelozersky.ru/icons/ikona-prepodobnyi-kirill-belozerskii-i-kirill-aleksandriiskii-s-zitiem-kirilla-belozerskogo)

По видимому, икона происходит из церкви Святых Афанасия и Кирилла в Кирилло-Белозерском подворье Московского Кремля, каменное здание которой возведено на вклад Ивана Грозного в 1571 году. Тогда же мастерами Макариевской кремлевской мастерской была написана икона. Ей присущи художественные особенности этой мастерской: темные, «под старину» лики, усложненная символика изображения в среднике, динамика поз и затейливые архитектурные формы, известные, например, в миниатюрах Лицевого свода. На иконе сохранились еле видные пометы для обозначения раскраски, что также ассоциируется с методом большой живописной мастерской. (источник текста и изображения  «Православная икона России, Украины, Беларуси. Каталог выставки», Москва, 2018, ГТГ).  

Подробнее об истории Афанасьевского монастыря, что подворье Кириллова монастыря можно прочитать тут Афанасьевский монастырь, что подворье Кириллова монастыря 

Святители Афанасий и Кирилл, патриархи Александрийские

Святители Афанасий и Кирилл, патриархи Александрийские

Фреска Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря. 1563—1564, Ярославль.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь  — древний мужской упразднённый монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков. Здесь был найден «список» (рукописная копия) «Слова о полку Игореве» — памятника древнерусской литературы. Основан он был в XII веке за стенами тогдашнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. В 1216—1218 годах в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, затем переведённое в Ростов. В 1216—1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. Уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг. После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили заново построенный по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного (второй — Успенский собор Свияжского Успенского монастыря). Известны мастера, которые расписывали собор при митрополите Афанасии. Как гласит летопись: «Изволением Отца и поспешением Сына и совершением Святого Духа обновлена бысть подписью сия церковь Боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа в лето 7071 (1563) при благоверном царе государе и великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и митрополите Макарии всея Руси», «и свершена бысть в лето 7072 (1564) при митрополите Афанасии в первое лето святительства его и подписана бысть при архимандрите Ефреме, а подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын да Третьяк да Федор Никитины дети да ярославцы Афонасей да Дементей Сидоровы дети».

Икона «Святые Афанасий Великий и Кирилл Александрийский»

Святые Афанасий Великий и Кирилл Александрийский

Византия, Афон (?). Начало XIV в., дерево, темпера, 43,5х34х2,5 см. Государственный Эрмитаж. Поступила в 1935 г. из Государственного Русского музея.