Святители Афанасий и Кирилл, патриархи Александрийские. Иконография

Святой Афанасий Александрийский и мученица Татиана

Святой Афанасий Александрийский и мученица Татиана

3-я четверть XVIII века, из усадьбы Полотняный Завод, дерево, яичная темпера, серебро, чеканка. Из собрания музея изобразительных искусств, г. Калуга.

В коллекцию древнерусского отдела музея изобразительных искусств входят семейные иконы из усадьбы Гончаровых Полотняный Завод: «Нил Столбенский на фоне монастыря» (1774) и «Афанасий Александрийский и Татья­на» (XVIII в.). Икона Св. Афанасия и Св. Татианы является семейной иконой Афанасия Абрамовича Гончарова – прапрадеда Н.Н.Гончаровой-Пушкиной, и его жены Татьяны. Подробнее о А. А. Гончарове тут https://ru.rodovid.org/wk/Гончаров,_Афанасий_Абрамович

Мемориальный историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод» был открыт 4 июня 1999 г., к 200-летию со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Экспозиция музея располагается на втором парадном этаже трёхэтажного дома Гончаровых и насчитывает 13 залов. В настоящее время на первом этаже находится поселковая библиотека, на третьем – детская школа искусств им. Н.Н. Гончаровой.

Формирование усадебного комплекса происходило в первой половине XVIII века при Афанасии Абрамовиче Гончарове – прапрадеде Н.Н.Гончаровой-Пушкиной. Главная особенность этой усадьбы состояла в том, что она была сформирована на территории с промышленным комплексом, где с корпусами парусно-полотняной и бумажной мануфактур органично сочетался дворцеподобный дом Гончаровых, церковь Спаса Преображения, Конный двор, парки , оранжерея, пруды и другие объекты.

Главный усадебный дом был построен в 30-х годах XVIII века. К сожалению, не сохранилось документов, из которых можно было бы узнать имя его архитектора, но существует предположение, что им мог быть великий Б. Растрелли. Первоначально дом имел всего два этажа, был тёмно-красного цвета с белоснежными деталями пышного барочного декора. В 40-50-х гг. он был перекрашен в лазоревый цвет, а в 70-х гг. перестроен в стиле господствующего тогда в архитектуре классицизма. Перестройка дома осуществлялась по проекту московского архитектора К.И. Бланка. К концу XVIII века это был трёхэтажный дом светлого цвета с ризалитами по основным фасадам. Именно таким видел этот дом в 30-х гг. XIX столетия приезжавший в Полотняный Завод А.С. Пушкин. Усадьба Гончаровых была одной из наиболее крупных по размерам и наиболее богатых по убранству российских усадеб.

В 1918 г. главный дом усадьбы был национализирован, а предметы обстановки отправлены на хранение в Калужский губернский исторический (ныне краеведческий) музей. На протяжении нескольких десятилетий советской власти в доме находилась средняя школа, а также действовали курсы для повышения квалификации работников писчебумажной промышленности.

Трагической вехой в истории усадьбы Гончаровых стала Великая Отечественная война. В октябре 1941 г. Полотняный Завод был оккупирован немецко-фашистскими войсками. В первый же день оккупации усадьба была практически полностью уничтожена пожаром. От великолепного дворца остался лишь остов. Последующие десятилетия продолжали оказывать своё разрушительное воздействие.

Решение о восстановлении усадьбы было принято Калужским Облисполкомом в октябре 1967 г. Первые восстановительные работы начались в 1972 г. под руководством московского архитектора В.А. Жилиной – праправнучки Сергея Николаевича Гончарова (младшего брата Н.Н. Пушкиной). Затем реставрация была продолжена архитекторами В.А. Корчагиным и А.А. Кондратьевым. В июне 1999 года в главном усадебном доме был открыт музей. Подробнее об усадьбе Полотняный завод http://pzapovednik.ru/

Преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Александрийский,  с житием Кирилла Белозерского

Преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Александрийский, с житием Кирилла Белозерского

Государственная Третьяковская галерея. Вторая половина 16 века. Дерево, левкас, темпера, 98х75. Макариевская мастерская. Находилась в собрании И. С. Остроухова. Поступила в 1929 году

В среднике в предстоянии Святой Троице изображены основатель Кирилло-Белозерского монастыря преподобный Кирилл (1337-1427) и его святой соименник,архиепископ Александрийский Кирилл (376 — 444). Святые обращены друг к другу. Их позы и жесты свидетельствуют о живом диалоге между игуменом северного монастыря и александрийским богословом, победившим несторианскую ересь и утвердившим понятие триипостасного единства Бога. Энергичным, повелительным жестом руки с раскрытой ладонью епископ словно передает слово истины игумену, а преподобный, принимает этот дар, молитвенно воздев руки. Оба святых стоят у подножия горы. На ее вершине — два деревца, тянущие ветви вверх, к Святой Троице, — метафора единства в вере русского святого и великого александрийца. Внутри горы – водоем, в котором плавают сверкающие чешуей рыбы, а в глубине притаился рак, тянущий клешни к прекрасным рыбам. Этот образ метафорически раскрывает мысль о общем предназначении епископа и игумена, божественным глаголом улавливать в свои «сети» человеческие души, избавляя их от власти диавола.

Средник иконы окружен восемнадцатью клеймами жития Кирилла Белозерского, литературной основой которых послужило Житие преподобного, написанное Пахомием Логофетом (XV в.). (источник https://kirillbelozersky.ru/icons/ikona-prepodobnyi-kirill-belozerskii-i-kirill-aleksandriiskii-s-zitiem-kirilla-belozerskogo)

По видимому, икона происходит из церкви Святых Афанасия и Кирилла в Кирилло-Белозерском подворье Московского Кремля, каменное здание которой возведено на вклад Ивана Грозного в 1571 году. Тогда же мастерами Макариевской кремлевской мастерской была написана икона. Ей присущи художественные особенности этой мастерской: темные, «под старину» лики, усложненная символика изображения в среднике, динамика поз и затейливые архитектурные формы, известные, например, в миниатюрах Лицевого свода. На иконе сохранились еле видные пометы для обозначения раскраски, что также ассоциируется с методом большой живописной мастерской. (источник текста и изображения  «Православная икона России, Украины, Беларуси. Каталог выставки», Москва, 2018, ГТГ).  

Подробнее об истории Афанасьевского монастыря, что подворье Кириллова монастыря можно прочитать тут Афанасьевский монастырь, что подворье Кириллова монастыря 

Святители Афанасий и Кирилл, патриархи Александрийские

Святители Афанасий и Кирилл, патриархи Александрийские

Фреска Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря. 1563—1564, Ярославль.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь  — древний мужской упразднённый монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков. Здесь был найден «список» (рукописная копия) «Слова о полку Игореве» — памятника древнерусской литературы. Основан он был в XII веке за стенами тогдашнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. В 1216—1218 годах в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, затем переведённое в Ростов. В 1216—1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. Уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг. После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили заново построенный по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного (второй — Успенский собор Свияжского Успенского монастыря). Известны мастера, которые расписывали собор при митрополите Афанасии. Как гласит летопись: «Изволением Отца и поспешением Сына и совершением Святого Духа обновлена бысть подписью сия церковь Боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа в лето 7071 (1563) при благоверном царе государе и великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и митрополите Макарии всея Руси», «и свершена бысть в лето 7072 (1564) при митрополите Афанасии в первое лето святительства его и подписана бысть при архимандрите Ефреме, а подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын да Третьяк да Федор Никитины дети да ярославцы Афонасей да Дементей Сидоровы дети».

Икона «Святые Афанасий Великий и Кирилл Александрийский»

Святые Афанасий Великий и Кирилл Александрийский

Византия, Афон (?). Начало XIV в., дерево, темпера, 43,5х34х2,5 см. Государственный Эрмитаж. Поступила в 1935 г. из Государственного Русского музея.