4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, (празднование перенесено с четверга 17 февраля с.с. / 2 марта н.с.) и великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке, г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Великим чином были освящены три престола: главный престол ― в честь Спаса Нерукотворного Образа; южный ― в честь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских; северный ― в честь свт. Николая Мирликийского.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Осколков, настоятель храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских; столичное духовенство.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке (регент Н.И. Власова).
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Парфенова, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах г. Москвы, в сан иерея.
Проповедь перед причастием произнес иерей Владимир Соколов, клирик храма Девяти мучеников Кизических, настоятель строящегося храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Никольском г. Москвы.
По завершении Литургии настоятель новоосвященного храма протоиерей Михаил Осколков от лица духовенства и прихожан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список храмовой иконы святителей Афанасия и Кирилла.
Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.
В завершение Предстоятель Русской Церкви сказал:
«Хотел бы поблагодарить Вас, отец Михаил, за Ваши добрые слова и за подарок, который Вы мне преподнесли, а также всех прихожан этого святого храма за те большие труды, которые вы понесли, начиная с 1990-х годов до нынешнего дня, приуготовляя этот храм к великому освящению. Очень важно, чтобы труды, которые люди совершают во имя Господне, объединяли их.
Опыт показывает, что людей очень объединяет строительство и восстановление храмов, когда каждый вносит какую-то небольшую лепту, свои средства, время и силы. Тогда храм становится частью жизни, становится чем-то очень близким, родным, и с ним люди связывают свою дальнейшую жизнь.
Сегодня мы строим новые храмы не только для того, чтобы их было больше, потому что их недостаточно для такого огромного города как Москва, но и еще и потому, что строительство храмов есть великое общее делание. В переводе на греческий общее делание ― это литургия. Так называется и богослужение, которые мы только что совершили, это общее делание: мы все вместе молились Господу, вместе совершили Таинство Святой Евхаристии. Вся наша жизнь должна быть литургией, общим деланием во славу Божию и себе во спасение».
В благодарность за труды Святейший Владыка вручил протоиерею Михаилу Осколкову юбилейный крест, изготовленный по случаю 70-летия со дня рождения Его Святейшества.
В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Церкви передал икону Торжества Православия.
(взято с сайта http://www.patriarchia.ru/db/text/4825697.html)
Текст об иконе «Торжество Православия» после фотоальбома.
Фотоальбом на сайте Патриархии http://www.patriarchia.ru/db/text/4825715.html
Видео с канала официального сайта Московского Патриархата на Youtube.com
Об иконе «Торжество Православия»,
подаренной нашему храму Патриархом Кириллом
по случаю Великого освящения храма
4 марта 2017 года
В Неделю Торжества Православия Церковь вспоминает события 843 года – Константинопольский Собор и восстановление почитания икон.
Праздник был установлен в память окончательной победы над иконоборцами. Почитание икон, которое основано на Св. Писании и утверждено обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но затем иконоборческая ересь распространилась по многим странам и Церковь подверглась гонению большему, чем от язычников.
Иконоборчество было предано анафеме на VII Вселенском Соборе 787 года, но в 813 году Византия вновь отказалась от почитания икон. На протяжении тридцати лет императоры Лев V, Михаил II и Феофил, один за другим поддерживали иконоборчество как официальное исповедание веры в империи. Последний из них, Феофил в 842 году, находясь на смертном одре, провозгласил свою супругу, императрицу Феодору, регентшей при их малолетнем сыне Михаиле. Праведная Феодора не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы. После прихода к власти она восстановила иконопочитание и в 843 году созвала Собор, на котором патриархом был провозглашен св. исповедник Мефодий, много пострадавший за святые иконы.
После завершения Собора императрица Феодора предложила патриарху Мефодию собрать православное духовенство и мирян в первое воскресение Великого поста в церкви Святой Софии. Всех призвали взять с собой кресты и сохраненные иконы. Верующие прошли крестным ходом через город до ворот дворца. Затем, после «сокрушенного многоплавчевного и умиленного взывания «Господи, помилуй!»» участники вернулись в Святую Софию для совершения Литургии. Иконы были поставлены во всех церквях города и установлено ежегодное празднование Торжества Православия.
Этому победному шествию посвящена композиция в верхней части иконы «Торжество Православия». Центральное место занимает изображение иконы Божией Матери «Одигитрия», первообраз которой, согласно преданию, был написан апостолом Лукой.
Ангелы в пурпурных одеждах поддерживают икону Богородицы и сама икона также украшена пурпурными с золотым шитьем пеленами. Здесь же непосредственные участники этого шествия: слева императрица Феодора с малолетним сыном, императором Михаилом II, справа – патриарх Мефодий.
Свт. Мефодий (788/800 – 847) патриарх Константинопольский, родился в Сицилии, в богатой семье. В молодости принял постриг, занимал высокую должность при патриархе Никифоре. За поддержку иконопочитания по приказу императора Льва V был заключён в тюрьму. При императоре Феофиле, который ценил его образованность и опыт в церковных и гражданских делах, Мефодий получил свободу. Но после поражения в войне против арабов император, решив, что Бог покарал его за то, что он приблизил к себе «идолопоклонника», предал Мефодия истязаниям и сослал на остров Антигон. Там подвижник был заключен в глубокой пещере вместе с двумя разбойниками, где томился 7 лет до смерти императора Феофила. Придя к власти в 842 году императрица Феодора вернула Мефодия из ссылки, и на поместном Соборе он был избран патриархом Константинопольским. Под председательством святого поместный Собор возобновил иконопочитание и постановил ежегодно праздновать победу Православия. Чинопоследование праздника, составленное по этому случаю свт. Мефодием, используется в Православной церкви по настоящее время.
На иконе представлены образы святых, которые своей мученической или исповеднической судьбой подготовили триумф Православия, не все из них дожили до возращения икон в храмы. В верхней части иконы рядом со свт. Мефодием – прпп. Феодор Студит, Иоанн Дамаскин и Иосиф Песнописец.
Прп. Феодор Студит (759 – 826), церковный деятель и писатель, реформатор монашеской жизни в Византии. Феодор получил хорошее светское образование – был ритором и философом. В двадцать два года он и его жена Анна приняли постриг, основы монашеского жительства Феодор постигал под руководством своего дяди, монаха Платона. Вскоре он стал настоятелем Студийского монастыря. Феодор пользовался большим авторитетом у современников и был очень принципиальным человеком. Он обличал императоров и патриарха, если считал, что их действия не соответствуют православному учению. Прп. Феодор видел в иконоборчестве нарушение свободы церкви, а с догматической стороны в отрицании изображений Христа усматривал умаление полноты Его человеческой природы. Несколько раз святой подвижник подвергался заключению и ссылке. Преподобный написал множество трудов в защиту святых икон и монашества. В 826 году преподобный скончался в скитаниях, окружённый учениками. Уже через два года он был канонизован, а на Соборе 842 году имя прп. Феодора Студита было прославлено в числе первых.
Прп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 – 753/780), один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф. Родился в Дамаске, в знатной христианской семье, получил разностороннее образование, изучал философию, математику, астрономию и музыку. Сначала служил при дворе, затем удалился в монастырь Св. Саввы близ Иерусалима, где и прожил до самой смерти.
В период иконоборчества преподобный выступал в защиту почитания икон, он – автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания», в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «поклонение», подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 года четырежды подверг Иоанна анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
По преданию Иоанн был оговорен перед халифом и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и молился перед иконой Богородицы, приложив кисть к руке. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн прикрепил к иконе сделанную из серебра руку, которая воспроизводится на многих списках иконы, получившей именование «Троеручица». Также в благодарность об исцелении им было написано песнопение «О Тебе радуется…».
Иосиф Песнописец (Гимнограф) (ок. 816 – 883/886), поэт, автор многих канонов и гимнов. Родился в Сицилии, в возрасте пятнадцати лет ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Когда прп. Григорий Декаполит посетил монастырь, он заметил молодого инока и взял его с собой в Константинополь. Во время иконоборческих гонений Иосиф был послан в Рим, однако по пути попал в плен и был продан в рабство. Однажды ночью в темнице ему явился свт. Николай Чудотворец и велел съесть свиток, на котором было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй». После чего Иоанн получил дар слова. Вскоре его выкупили из неволи, и он вновь обосновался в Константинополе, но через некоторое время вновь оказался в ссылке в Херсонесе. После восстановления иконопочитания подвижник возвратился столицу, где и пребывал до конца земной жизни.
Патриарх Фотий любил и почитал св. Иосифа. Он передал преподобному управление всем церковным имуществом, называя его «человеком Божиим, ангелом во плоти и отцом отцов» и назначил духовником всего константинопольского клира. Находясь в преклонном возрасте прп. Иосиф заболел. В Великую Пятницу Господь известил его в сновидении о приближении кончины. Преподобный сделал опись церковного имущества Софийского собора, которое по должности было на его попечении, отослал ее патриарху Фотию и в течении семи дней горячо молился, готовясь к смерти. Причастившись Святых Таин, преподобный Иосиф преставился к Богу. Св. Иосиф посвятил свою жизнь составлению богослужебных песнопений, частности канонов. Им составлено до 300 канонов — больше, чем кем-либо другим из церковных песнописцев.
В нижней части иконы изображены (слева направо) прмц. Феодосия Константинопольская, прп. Макарий Пеликитский, прп. Петр Константинопольский Олимпийский, прп. Иоанникий Великий, прп. Феофан Сигрианский, прмч. Стефан Новый (Исповедник), прп. Феофилакт Никомидийский, прп. Феодор и свт. Феофан Начертанные, прп. Арсений Латрийский, прмч. Андрей Критский.
Прмц. Феодосия Константинопольская (? – 726/730), первая мученица эпохи иконоборчества. Родом из Константинополя. С семи лет воспитывалась в монастыре св. Анастасии. После смерти родителей все наследство потратила на украшение храмов и помощь бедным, сама жила в нищете, подвизаясь в посте и молитве. Когда в 730 году по приказу императора Льва Иконоборца были посланы воины, чтобы снять образ Спасителя, который находился на Дворцовых воротах более 400-х лет, монахиня Феодосия вместе с другими инокинями ниспровергла лестницу, приставленную к воротам, а вместе с ней и воина. Ее схватили и после жестоких пыток заключили в темницу. По истечении семи дней Феодосию с побоями повели по городу, и один из воинов ударом рога умертвил её. После окончательной победы над иконоборством прмц. Феодосия стала одной из самых почитаемых святых Константинополя.
Прп. Макарий Пеликитский (760 – 835) родился в Константинополе, в знатной семье, рано осиротел и воспитывался дядей. Поступил в Пеликитскую обитель в Вифинии близ горы Малый Олимп, где игуменом был прославленный подвижник прп. Иларион. После мученической смерти игумена от рук иконоборцев братия монастыря единодушно избрала Макарий своим настоятелем. Жил в подвигах, творил чудеса, прославился даром исцеления. Подвергся гонениям за почитание святых икон при императорах Льве V и Феофиле. Был сослан на остров Афусия в 830/833 году, где жил в почете у местных жителей. На Афусии преподобный построил храм и основал монастырь, собрав вокруг себя монашескую общину.
Прп. Петр Константинопольский Олимпийский (конец VIII в. – 854) родился в семье константинопольских патрициев, был военачальником и в одной из битв попал в плен. Ночью, во время молитвы, ему явился св. Иоанн Богослов и освободил из плена. Вернувшись в Константинополь, Петр оставил мир и удалился в монастырь. Там в постоянных подвигах он провел тридцать четыре года под руководством прп. Иоанникия Великого, изображенного на иконе рядом со своим учеником. По смерти св. Иоанникия (846) возвратился в Константинополь, где продолжал подвижническую жизнь. После кончины преподобного его мощи исцеляли тех, кто с верой поклонялся им.
Прп. Иоанникий Великий (сер. VIII в. – 846) родился в провинции Вифиния (современная Турция), в крестьянской семье. По приказу об обязательной военной службе был записан в ряды императорского войска. За шесть лет службы не оставлял мысли об монашеской жизни и по завершении военных действий жил двенадцать лет в отшельничестве, а затем принял постриг. Провел в подвигах семьдесят лет, получил дар прозорливости, пророчества, исцеления и совершения чудес. Императрица Феодора советовалась со подвижником относительно кандидатуры нового патриарха. Св. Иоанникий молился шесть дней, после чего вынес посох, повелев вручить его свт. Мефодию, которого и впоследствии поддерживал в его служении. Прп. Иоанникий знал на память Псалтирь и после каждого стиха псалмов повторял созданную им молитву: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе».
Прп. Феофан Исповедник Сигрианский (ок. 760 – 818), монах, летописец и чудотворец, небесный покровитель свт. Феофана Затворника Вышенского. Прп. Феофан происходил из придворной знати, после женитьбы он и его супруга по взаимному согласию вели целомудренную жизнь, готовясь к иночеству. Через некоторое время жена Феофана стала монахиней, и Феофан также принял иноческий постриг. С воцарением императора-иконоборца Льва V преподобный претерпел двухлетнее темничное заключение, его жестоко истязали. Затем он был сослан на Самофракийский остров в Эгейском море, где, прожив всего 23 дня, преставился ко Господу. Мощи святого были прославлены многими чудесами. Св. Феофан оставил после себя «Хронографию», («Жизнеописание византийских царей»), в которой описал историю Христианской Церкви с 285 до 813 гг. «Хронография» Феофана Исповедника является уникальным изложением истории Византии и сопредельных стран.
Прмч. Стефан Новый Константинопольский (715 – 767) жил в период, когда учение иконоборцев стало господствующим в Византийской империи. Семья Стефана вынуждена была скрываться. Сам он ушел на гору св. Авксентия к блаженному отшельнику Иоанну. Постепенно там образовался монастырь, игуменом которого стал Стефан. Когда императору сообщили о почитании икон в обители, Стефан был сослан на один из удаленных островов. Когда и там образовалась община верных учеников, Стефана заключили в темницу вместе с другими иконопочитателями. Преподобный пробыл там одиннадцать месяцев, утешая заключенных. Вместе с ними совершал он молебное пение, исполняя тропарь Нерукотворному Образу Спасителя. Люди во множестве приходили в темницу к Стефану с просьбой о молитве. Опасаясь, что народ встретит протестами суд над праведником, император сказал своим воинам, что Стефан якобы хочет свергнуть его, они ринулись в тюрьму, схватили святого и влачили его по улицам Константинополя, избивая до смерти. Тело мученика бросили в яму, где хоронили преступников. По преданию на следующее утро над Авксентиевой горой появилось огненное облако, затем на столицу опустилась густая мгла, и пронеслась жестокая буря.
Свт. Феофилакт (? – ок. 845) жил в Константинополе. По благословению патриарха Тарасия вместе со своим другом Михаилом он удалился в монастырь на берегу Черного моря. Трудами и молитвенным подвигом подвижники получили от Бога дар чудотворения. Спустя несколько лет они оба были посвящены в епископский сан. Возглавив Никомидийскую Церковь, свт. Феофилакт неустанно строил храмы, больницы, странноприимные дома, раздавал милостыню, опекал сирот, вдов и больных, сам ухаживал за прокаженными, не гнушаясь омывать их раны. Когда императорский трон занял иконоборец Лев V свт. Феофилакт, предсказал ему скорую гибель, за что был отправлен в ссылку в крепость Стровиль (в Малой Азии), где томился тридцать лет до самой кончины. В 847 году, при св. императрице Феодоре, мощи свт. Феофилакта были перенесены в Никомидию и помещены в основаный им же храм свв. Космы и Дамиана.
Свв. Феодор (? – ок. 840) и Феофан (778 – ок. 847) Начертанные (вторая половина VIII века — первая половина IX века), родные братья, монахи, исповедники и философы. Согласно житию, место их рождения – Палестина или Аравия. Родители братьев были сирийцами. Братья получили хорошее образование. Будучи молодыми людьми, они приняли монашеский постриг в Лавре Саввы Освященного. Когда в 815 году император Лев V сместил константинопольского патриарха Никифора и запретил иконопочитание, патриарх Иерусалимский Фома I послал Феодора и Феофана в Константинополь, чтобы они убедили императора отказаться от иконоборчества. Беседы с императором привели к тому, что оба брата-философа были объявлены еретиками. Во время правления трех императоров, находясь в заключении с 817 по 842 год, они претерпели различные мучения, оскорбления, голод и жажду, По приказу императора Феофила на их лицах раскаленными иглами были выколоты позорные стихи, лица исповедников были изуродованы. По этой причине братья получили имя «Начертанные». После истязания братья находились в заключении в Апамее, где около 840 года старший из них, прп. Феодор, скончался. Младший, Феофан дожил до восстановления иконопочитания и участвовал в Константинопольском соборе 843 года. Когда патриарх Мефодий решил поставить Феофана в митрополиты Никейские, нашлись недовольные тем, что Феофан сириец и что он не имел поручителей; на что патриарх, указывая на изуродованное лицо Феофана, сказал: «после такой надписи не нужно и желать лучшего свидетельства в его православном исповедании». Свт. Феофан составил множество стихов и канонов, число которых простирается до 145.
Прмч. Андрей Критский (1-я пол. VIII в. – 767) родился и жил на острове Крит, где вел монашескую жизнь. Узнав о начале иконоборческих гонений императора Константина V Копронима, отправился в Константинополь и обличил императора в ереси. Когда император сказал, что безумно воздавать честь дереву и краскам, преподобный ответил, что тот, кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа. Святого бросили в тюрьму, через некоторое время жестоко избили, связали и через весь город протащили по земле к месту казни; на площади некто рассек святому ножом ногу, и он скончался от боли. Тело мученика бросили в пропасть вместе с трупами преступников, где оно пролежало 3 месяца. Благочестивые люди нашли тело и погребли в месте, называемом Криси, там находился монастырь, главный храм которого был посвящен ап. Андрею. Позднее он стал известен как храм в честь прмч. Андрея Критского. Через сто лет прп. Иосиф Песнописец написал канон в честь святого подвижника.