Аналойная икона Свтт. Афанасия и Кирилла

 

Аналойная икона свтт. Афанасия и Кирилла появилась в нашем храме благодаря настоятелю соседнего храма, прот. Василию Серебренникову, и его духовной дочери, монахине Диодоре (Морозовой). Матушка Диодора была крещена в нашем храме, являлась его прихожанкой, а после закрытия в 1932 году сумела сохранить иконы свтт. Афанасия и Кирилла и Успения Божией Матери, и вернуть их после возрождения храма.

Как оказалось*, история этой иконы связана с именем брянского благоверного князя Романа Михайловича (Старого), доблестного военачальника, политика и дипломата, благодаря которому Брянск стал оплотом западных границ Руси. Как повествует летопись: «В лето 6796 (1288) Благоверный Великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей вотчине во граде Брянске, по Божиему изволению ослеп очами, и, слышав о чудесах исцеления, случавшихся от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в тот Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске той чудотворной иконы к нему в город Брянск, для испрошения от нее исцеления«.

У князя Романа Михайловича были давние крепкие связи с Киево-Печерским монастырем, поэтому игумен (скорее всего, архимандрит Агапит) по соглашении с братией не только откликнулся на просьбу, но отправил в Брянск три иконы: Печерской Божией Матери (впоследствии названной Свенская), свт. Николая Чудотворца и свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских.

По преданию, когда посланники князя, архимандрит и священники брянского Петропавловского монастыря возвращались с иконами по водному пути – на лодке по реке Десне, в двух верстах от Брянска, лодка остановилась, не поддаваясь усилиям гребцов. «Пробившись бесполезно целый день, гонцы решили здесь заночевать. Когда же настала ночь, то лодка с иконами сама собою приплыла к правому берегу реки Десны и стала около того места, где теперь стоит Свенский монастырь. На другой день народ опять собрался к лодкам, чтобы пробовать продолжать путь; но каково же их было изумление, когда в лодках не оказалось ни одной иконы: все три образа исчезли ночью неизвестно куда. Начались деятельные поиски: иконы были найдены в разных местах, далеко друг от друга. Икона «Николая Чудотворца» – в селе Уты, в 48 верстах от Свенского монастыря, а икона «Афанасия и Кирилла» – в селе Лопушьв 30 верст.

Между прочим, икона Печерской Божией Матери стояла на ветвях высокого дуба на правом берегу реки Десны, близ того места, где в нее впадает небольшая речка Свинь [Свень]. Роман Михайлович, узнав о новом чуде, совершенном чрез привезенный образ, вместе с епископом, боярами и духовенством, пешком отправился к тому месту, где была найдена икона. Не доходя немного до заветнаго дуба, он остановился и обратился к Божией Матери со следующею молитвою: «О, Пречудная Владычице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, очима узрети свет и Твой чудотворный образ; елико узрю с места сего на все четыре стороны, толико придам к Дому Твоему и созижду храм и обитель, идеже Ты возлюбила место«. Тотчас же после этой молитвы князь увидел тропинку, ведущую к дубу; (на том месте, где началось исцеление князя, был поставлен крест, а теперь там стоят монастырские врата и церковь в честь Сретения Господня). Около дуба (на котором стояла икона) князь, вместе с народом, опять начал усердно молиться о своем исцелении. Молитва их была услышана, и Роман Михайлович прозрел совсем.

Тогда икона была снята с дерева; самый дуб срублен, на его место поставили каменный столб и на столбе утвердили образ. После молебна, совершенного в благодарность за исцеление, Роман Михайлович, вместе со свитою, начал своими руками рубить деревья для закладки храма; храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы»**.

Так был основан Свенский монастырь.

В «Орловских епархиальных ведомостях» 1865 года описана явленная икона свтт. Афанасия и Кирилла и связанные с ней события: ««Великие угодники Христовы Афанасий и Кирилл представлены на иконе во весь рост, в молитвенном положении, со взорами, обращенными к иконе Знамения Божией Матери, которая изображена вверху, над их главами, в малом виде: именно в длину одна четв. арш. [четверть аршина – 17,78 см], а в ширину три с пол. вершк. [три с половиной вершка – 15, 56 см]. <…> По преданию все означенные иконы писаны живописцем Алипием Киево-печерским, — и в этом нет сомнения, так как в написании их видна кисть одного художника.

Оная икона находится в особенном почитании как местных и окрестных жителей, так и отдаленных, доказательством чему служит то, что в весенний престольный праздник, который бывает 2-го мая [15 мая по н.ст.], стекается ежегодно до 1000 и более поклонников, и все, притекающие с верой и усердием, не уходят без душевного благодатного утешения.

В холерное время (в 1851 – 1855 год.) по принятии иконы сей окрестными жителями в их селения, болезнь видимо прекращалась. Родители, прибегающие с малолетними детьми больными, после молитв пред угодниками, находят их здоровыми. Посему сии святители и признаются покровителями детей по преимуществу. <…>

А. У брянскаго купца Ивана Яковлева Климова был сын болен, Иван Ив., и близок был к смерти. Отец сего сына обратился за помощию к явленным и чудотворным угодникам. По благословению преосвящ. Смарагда он взял икону в дом, и когда икона перенесена была чрез больнаго, лежащаго на полу, он почувствовал тотчас некоторое облегчение, во время пения на всенощном бдении «хвалите имя Господне» — он видимо поправился здоровьем и наконец в скором времени совершенно выздоровел. Сей купец Ив. Ив. Климов и до сих пор, живет и, в знак памяти и благодарности сердца своего, приходит ежегодно пешком в с. Лоп[уш]. для моления пред святителями.

Б. У брянской купчихи Евдокии Петровой Гридиной дети раждающияся умирали; находясь в беременном состоянии, притекла с молитвою к свят. угодникам; потом родилась у ней дочь, которая достигла совершеннолетия и теперь жива, 1859 г. вышла в замужество. Ее и называют «Афанасьевскою».***

Анализируя иконографию святителей Афанасия и Кирилла, можно прийти к выводу, что аналойная икона, находящаяся в нашем храме, является списком того самого, древнего явленного и чудотворного образа. Это, как обычно бывало, позднейшая переработка образа. И размер, и облачение святителей, приведенное в описании 1870 года несколько иное: «Явленная и чудотворная икона Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских <…> изображает их в рост, первого с обнаженною главою в саккосе, а второго в фелони и митре <…> Величина иконы Святителей в дл[ину]: 1 ар. и 13,5 вер. [1 аршин и 13,5 вершков = 131 см], а в шир.[ину] 1 ар. и 3,5» в. [1 аршин и 3,5 вершков = 86,6 см]».**** Кроме того, в описании отсутствует упоминание об ангелах, держащих икону Знамения, которые изображены на нашей иконе.

———————————

*Эта информация стала известна благодаря историку-краеведу села Лопушь Роману Брешкову.

** Цит. По: https://www.puteshestvie32.ru/content/bryanskoe

***Орловские епархиальные ведомости. 1865. № 13, с. 497 — 499

****Орловские епархиальные ведомости. 1870. № 10, с. 657