«Особая страница в деятельности старцев Русика (Скит Старый (Нагорный) Русик — небольшой скит от Свято-Пантелеимонова монастыря, основан в XII веке) — основание Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. Начало его строительства связано с именем отца Арсения (Митрофанова, 1805-1859, архимандрит, настоятель Святогорского монастыря). В то время, когда ещё продолжалось печальная греко-русская распря, старцы Русика решили без отлагательства начать приводить в исполнение замысел отца Иеронима (Соломенцова, 1805-1885, духовник Свято-Пантелеимонова монастыря, его ктитор-обновитель, главный деятель русского Афона) о создании на Кавказе дочерней обители, и с этим вопросом они обратились к своему благодетелю Н. П. Игнатьеву. Главная цель, которую они преследовали, — создание в этом крае «монашеского общежития», чтобы «иметь убежище для братство своего случая смут на Востоке… и по мере сил и возможности быть полезными для края «. Намерение старцев граф Игнатьев одобрил. Сохранилось свидетельство братии, что именно ему «Господь внушил указать на Кавказ» и «положить начало этому благому делу». «8 февраля 1875г. Игнатьев направил великому князю Михаилу Николаевичу, наместнику кавказскому, ходатайство «представителей русского общежительного братства духовника иеросхимонаха Иеронима и архимандрита Макария» «о дарование уголка земли для устроения скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители на тех же условиях, на каких находится в Москве Никольский греческий монастырь, принадлежавший Афонскому Иверскому монастырю» (то есть «имеет братство от него и во всем ему отчитывается»). «Не прося никаких пособий, они ходатайствуют лишь о предоставлении монастырю необходимой земли», — писал Игнатьев. Особо он отметил «глубину православных убеждений, чистоту и строгость жизни и чисто русский дух нашей братии на Афоне».В прошении на имя великого князя сами пантелеимоновские старцы указывали на «духовную пользу, которую с благословения Божия может принести святая общежительная обитель при новом возрождении к духовной жизни заблудших народов», и обещали «снабдить святыней и всем нужным» посланных на Кавказ иноков. Общежительный «Ново-Афонский монастырь предполагалось устроить на средства русского на Афоне Пантелеимонова монастыря».
Скоро в Абхазии близ реки Псыртсха отцом Арсением было найдено приличное место. В ноябре 1875 года из Пантелеимонова монастыря прибыл на Кавказ иеромонах Иерон (Носов), будущий игумен, имевший познания в строительно-архитектурном деле; он стал главным помощником отца Арсения. К 1 октября 1876 года полностью был завершен «двухэтажный братский корпус со школою и церковью». Школа с пансионом на 20 воспитанников предназначалась для обучения абхазских сирот и детей из беднейших семей».
Но с началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов строительство остановилось, братия были вынуждены оставить обитель. «Иконостас и лучшие вещи заблаговременно были вывезены из монастыря в Херсонскую губернию», монастырь подвергся разорению. «Отец Арсений живёт в Кутаисе: вот куда его занесло! — сообщает отец Макарий в письме от 16 февраля 1877 года архимандриту Леониду. — Новоустрояемая обитель оказалась на берегу моря, и как на случай войны могла находиться в опасности, то он и улепетнул в какую-то Гелатскую обитель (при нем 10 человек братии) и ожидает теперь там окончания текущих дел, которые меняются чуть не каждый день; когда же всё придёт в совершенный порядок — Бог весть. Дело там пошло было хорошо, но прежде, нежели случился ожидаемый погром войны, как вдруг мы получили предписание Святейшего Синода, что без его разрешения посылать туда монахов нельзя, а до этого посольство беспрепятственно пропускало по нашему требованию, теперь же отказывает, и если препятствие это не устранится, то у нас там мало будет успехов, ибо передвижение монахов необходимо: иные могут посылаться такие, которые со временем окажутся неспособными жить на Кавказе, и их нужно замещать другими, более способными, и т. п. Вы сами знаете, что при устройстве новый обители без этого нельзя обойтись и передвижения необходимы. Вот сейчас оказался пример: вы вероятно помните эконома на Крумице отца Иоанникия. Мы его послали на Кавказ, как самого лучшего и знаменитого виноградаря, и он туда прибыл, а там климатические условия другие, обычаи также иные, и вот он, будучи послан туда на два года, возвратился через четыре месяца. Подобных примеров немало найдётся. Всякое место требует своего, себе сродного, и опытность в этом приобретается лишь со временем».
По окончании войны, осенью 1878 года братия стали возвращаться на свое «пепелище». Освящение Покровского храма было совершено 3 февраля 1879 года, в нем возобновилось богослужение по Афонскому уставу. Устроитель обители отец Арсений ко всеобщей печали скончался 17 ноября 1879 года. Венцом деятельности отца Арсения явилось высочайшее утверждение прав новой обители, которое состоялось 8 декабря 1879 года, когда император Александр II «по всеподданейшему докладу обер-прокурора Святого Синода» дал согласие «на учреждение мужского Ново-Афонского монастыря в Сухумском отделе Закавказского края». Актом утверждения монастырю были даны «великие права и преимущества», которое, по замечанию современников, «никогда никому более уже не будут даны». Состав новоафонской братии, как гласил пункт 5 акта, определяется из-за братства Пантелеимонова монастыря и таким образом, по мысли старцев-основателей, составляет с ним единое целое и в духовном, и в административном отношениях. «Вы одного отца и одной обители дети» — так изъяснял этот принцип старец Иероним. С утверждением Ново-Афонской обители началось строительство его подворий в Сухуми, Керчи, Новороссийске, Туапсе и Петербурге — также на средства Пантелеимонова монастыря. В 1888 году, 26 августа, был освящен главный престол Петербургского подворья В честь иконы Иверской Божией Матери.
Цель, с которой устроялся Ново-Афонский монастырь, была достигнута полностью. Обитель на Кавказе стала отраслью, или продолжением, Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Те из российских граждан, которые по разным причинам не могли попасть на святую гору Афон, посещали обитель Ново-Афонскую, где соблюдались устав и традиции Старого Афона.»
Арсений (Святогорский), монах. «Афонский старец Макарий: Жизнеописание, наставления, письма схиархимандрита Макария (Сушкина). Москва, издательство «Сибирская Благозвонница», 2017 год.
В публикации использованы фотографии нашего прихожанина Алексея Шамбы.