Памяти Александра Андриянова

Сила Божия в немощи свершается

Александр Андриянов

В 1992 году, когда только восстанавливался придел свтт. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, в наш храм пришёл певчий Александр Сергеевич Андриянов. Он прихрамывал, ходил с палочкой, но не пропускал ни одной службы. Его красивый тенор и прекрасные музыкальные способности сразу привлекли к себе внимание, и его приняли в хор. Александр был ответственным, надёжным и доброжелательным, иногда даже, когда требовали обстоятельства, заменял регента. Вскоре все его полюбили, и хотя он был в нашем храме всего два года, многие помнят его до сих пор. Александр тяжело заболел и вынужден был сначала перебраться в храм поближе к дому, а потом и вовсе оказался прикованным к инвалидной коляске. Тем не менее, связь с ним сохранялась через его жену Наталию, которая тоже стала прихожанкой нашего храма. Постепенно мы узнали о его разносторонних талантах и очень непростой судьбе. Далее предоставляем слово Наталии Афанасьевне Андрияновой.

Александр родился в Москве в 1956 году в простой советской семье. Его крестила бабушка, но она вскоре умерла, а родители были неверующими. Поэтому Саше предстоял долгий и трудный путь к храму.

Случилось так, что в 3 года Саша заболел туберкулёзным менингитом и стал инвалидом. Он хромал, и дети в школе его дразнили и не принимали в общие игры. Он рано почувствовал свою «инаковость» и нашёл опору в творчестве. Стихи он начал писать в первом классе. Саша был самородком. Два года он обучался игре на баяне, а  шестиструнную и бас-гитару освоил самостоятельно. В школьные и институтские годы был руководителем рок-ансамбля. В 80-е годы начался расцвет его песенного творчества. За четыре года он написал более восьмидесяти песен.

Мы с ним познакомились в 1982 году. Я играла на семиструнной гитаре, а Александр на шестиструнной. Я тоже сочиняла песни на слова известных поэтов. Общие музыкальные вкусы и взаимная симпатия привели к тому, что у нас сложился песенный дуэт. Мы составили программу и несколько лет успешно выступали по квартирам, в клубах, на конкурсах авторской песни. Везде нас очень хорошо принимали.

В 1985 году Александр зашел в храм, да там и остался. С его отличными музыкальными способностями он быстро освоил все церковные гласы. Способности к языкам (по профессии Александр был филологом) позволили легко освоиться в церковно-славянском. Александра приняли на клирос. Это был крутой поворот в его жизни. Рок-музыку и авторскую песню пришлось оставить, так как их трудно было совместить с новым мироощущением.

В  1989 году мы обвенчались. С 1985 по 1994 годы Александр работал во многих московских и подмосковных храмах певчим и регентом. Он был очень ответственным человеком и не пропускал ни одной службы. В каком бы состоянии не был, даже больной  с высокой температурой ехал на службу. Он с детства был не богатырского здоровья, а в результате перегрузок начал терять и то, что имел: сначала стал ходить с палочкой, потом начались проблемы с голосом. В 90-е годы он дважды лежал в больницах, но официальная медицина ничего не смогла ему предложить. Кто-то посоветовал ему обратиться к травнику. Тот пообещал вылечить, и Александр ему поверил. Проблема со здоровьем была связана со спинным мозгом, а в качестве лечения предложено голодание в течение месяца. В результате этого т.н. «лечения» Александр оказался парализованным. 15 лет он провел в инвалидном кресле. По житейским меркам это был крах. Но душа Александра выдержала удар, оправилась, осмотрелась, собрала осколки и превратила их в творческие возможности.

Александр Андриянов. Ангел с серебристыми крылами. Москва. Армада. 1999

Позже стало понятно, что во всем был Промысел Божий. Чтобы душа развивалась в нужном направлении, иногда требуются жесткие ограничения. Александр оказался изолированным от внешнего мира, т.к. мы жили на третьем этаже в доме без лифта. Он полностью погрузился в творчество, всё время писал стихи.

Александр Андриянов. Содержание жизни. Москва. Фонд содействия образованию XXI века. 2006

Удивительным образом начали появляться нужные вещи и в свой час приходить нужные люди. Кто-то принес в дом компьютер, кто-то синтезатор. Александр начал заниматься аранжировкой своих старых песен, но петь он уже не мог.  Стали думать, кто бы мог исполнить его песни. Вспомнили об Александре Левине, с которым были приятельские отношения во времена авторской песни. Я ему позвонила, он пришел и напел несколько песен, которые были ему близки по духу. Но некоторые песни он спеть не смог. Само собой всплыло имя Сандро Эристави – талантливого барда, с которым мы не общались уже лет десять. Найдя его телефон в одной из старых записных книжек, позвонила – мне ответили, что «они уже едут, позвоните через час».  Перезвонила – оказалось, что Сандро уже десять лет живет в Америке, а сейчас летит в Грузию на похороны отца и в Москве только один вечер проездом.  Мой звонок так его потряс, что на обратном пути из Тбилиси он к нам заехал. У него была всего одна ночь в Москве между двумя самолётами. Но он всё-таки приехал к нам в 12 ч. ночи и напел песни Александра с листа без репетиции. Они все вошли в диск «Одинокий странник», который Александр создал сам на компьютере и синтезаторе.

Неожиданно зашел знакомый актер Григорий Лившиц и начитал стихи Александра, поскольку сам он уже не мог это сделать, он даже говорил с трудом. Появилась идея озвучить стихи музыкой и сопроводить видеорядом. Так родился жанр «Кинопоэзия».

В 2003 году случился новый удар: у Александра обнаружили рак. Была сделана операция, и врачи так и не поняли, как ему удалось не только выжить, но и сохранить творческую энергию. Его жизнь приобрела два крыла: молитву и творчество – одно без другого не существовало.

Когда пройдут все времена и сроки,

Иссякнут жизнерадостности соки

И в ожидании забудется душа,

Ни новое не брезжит начинание,

Ни старое не тяготит призванье, –

Хоть поживёшь немного не греша…

Хотя бы раз ладонью зачерпнуть,

Губами пересохшими втянуть

Смирения живительную воду,

Благодаря за боль, за то, что слаб,

И ожидая, словно верный раб,

Обещанную Господом свободу.

Александр Андриянов  инвалид с детства. Вся видимая внешняя сторона его жизни, кажется, двигалась к полному разрушению и закату: от ранней инвалидности к почти полной парализации, включая речевую сферу, с добавлением онкологии. Под таким бременем любой человек может оказаться раздавленным и деморализованным. Но в случае Александра применимы слова «Сила Божия в немощи свершается». Дух его не только не ослабел, но окреп и возрос многократно. Промыслом Божиим Александр оказался в затворе в московской городской квартире. Вся суета мира осталась за окнами и стенами. Чудом появилось все необходимое для творчества. Осталось одно: не препятствовать изливаться мощной творческой энергии. Для Александра стихи — это его дыхание, а музыка — его мысли.

За время вынужденного затвора Александр выпустил в свет три поэтических сборника. Песнопения Литургии на его музыку исполнил хор Казанского собора на Красной площади. В 2006 году прошел третий межрегиональный фестиваль православной песни и поэзии «Встреча», на котором Александру выдали диплом за новый жанр «Кинопоэзия». В том же году он стал призером на 1 Всероссийском Сретенском кинофестивале и был награжден грамотой за сохранение традиций и вклад в развитие православного искусства.

Как странно, что еще чего-то хочется —
Конфетки, развлечений, уважения…
Наверно, и до гроба не закончатся
Капризы плоти и ума брожение.
По капельке, по зернышку, по ниточке
Уходит образ мира, нами созданный.
Какой же здесь мы ожидаем выручки,
Потворствуя привычкам неосознанно?
Кому паек, кому прибавка к пенсии
Послужит небольшим, но утешением.
Наш люд не столько хлебом жив, сколь песнями, 
Привычный к униженью и лишениям.
Как странно по костям, обильно сеянным,
Стремиться к идеалам обывателя,
А к Родины традициям утерянным
Ни вкуса не иметь, ни восприятия!
Да, чаша беззаконий переполнена.
Кровь праведных сторицею оплачена:
Святая Русь повержена, разгромлена, 
Лишь вывеска для красоты прихвачена…
Хотя и веришь в силу Божьей милости,
Но разум непрестанно изумляется:
Чем больше из избы стремимся вымести,
Тем больше сора в доме появляется.

      

       Обычно принято считать, что болезнь — это несчастье, очень трудно примириться с этим состоянием и невероятно трудно, просто немыслимо принять болезнь как дар.

        Когда Александра парализовало, он прочитал житие Пимена многоболезненного в ближних пещерах почивающего, которое произвело на него настолько сильное впечатление, что он на одном дыхании написал акафист этому святому. Духовник Александра благословил распространять этот акафист для келейного чтения.

Александр ушёл из жизни 2 октября 2009 года.

В 2013 году вышла онтология «Тысячелетие русской поэзии». Во втором томе «Молитвы русских поэтов» XX-XXI напечатаны восемь стихотворений Александра Андриянова.

Благодарю всех за внимание. А мы с Александром будем благодарны, если вы помолитесь о упокоении его души.

 «Печальная песня» в исполнении Александра Левина. Стихи и музыка Александра Андриянова.

Я слегка постарел, я немного устал –
Это вовсе не новость.
И спокойнее сны, и безрадостней дни,
И сговорчивей совесть.
Иногда я грущу об ушедшей любви,
О былом самомненье.
Мне остались стихи как чужие грехи
Да привычное пение.

Что еще я скажу в утешенье тебе? 
Мне похвастаться нечем.
Про чужие дела, про пустые слова
И сутулые плечи?..
Все же прошлого жаль, и порою печаль
Ночью в гости заходит.
Вот и делаешь вид, что почти не болит,
Что причина в погоде.

Впрочем, что говорить, ведь слова есть слова –
Не насытишься ими.
Назовем как-нибудь, поиграем чуть-чуть
И заменим другими.
Налетят холода, потемнеет вода –
Ненадежно творенье.
Помолись за меня у чужого огня    
За мое воскресение.