Памяти протоиерея Геннадия Нефедова

Протоиерей Геннадий Николаевич Нефедов родился 12 апреля 1942 года в Москве в Сокольниках. Воспитывался с полугодовалого возраста в семье деда — Андрея Козьмича и Ирины Феодоровны Нефедовых. Проживая недалеко от храма Воскресения в Сокольниках, Андрей Козьмич и Ирина Феодоровна были ее прихожанами и духовно окормлялись у настоятеля храма отца протоиерея Клеоника Вакуловича[1]. Прихожа­нином этой церкви стал и Геннадий. В 1949 году, перед праздничной всенощной Успения Божией Матери, отец Клеоник ввел его в алтарь. А на Литургии праздника Геннадий получил благословение на ношение стихаря и начал исполнять пономарское послушание: первый раз вышел со свечой.

В годы учебы (1949–1959) в средней общеобразовательной школе № 368 города Москвы прислуживал в алтаре и читал за Богослужениями в храме Воскресения в Сокольниках за что Геннадию пришлось много претерпеть от советских деятелей школы, а позже и от «компетентных органов». Классная руководительница из школы специально выслеживала Геннадия в храме, пыталась ограничить его участие в службе. Спасала юного пономаря, по его собственному воспоминанию, высокая солея храма Воскресения в Сокольниках и то, что в алтарь не пускают женщин: он прятался от учителей в алтаре и продолжал участвовать в Богослужениях. В 1953 году, когда протоиерея Клеоника назначили настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе (у Рижского вокзала), Геннадий стал пономарить там.

В школьные годы Геннадий каждое лето с родственниками бывал в Почаевской и Киево-Печерской Лаврах, в Почаеве он жил подолгу, иногда по два-три месяца. Монастырские Богослужения, строгие традиции и живые примеры русского монашества навсегда запечатлелись в памяти Геннадия и способствовали его духовному формированию.

После переезда семьи на жительство в Богородское в конце 1950-х годов, Геннадий недолго пономарил в храме Преображения Господня в Богородском при настоятелях протоиерее Аркадии Станько[2] и архимандрите Сергии (Савельеве)[3], но скоро вернулся в храм Знамения Божией Матери у Рижского вокзала. Именно в этом храме юный Геннадий познакомился с протоиереем Александром Ветелевым[4], который стал его духовником и особенно повлиял на духовное становление Геннадия и на избрание им пути служения Святой Церкви в священном сане.

В 1959 году Геннадий закончил общеобразовательную школу и по сигналу из школы попал под пристальное внимание властей: протодиакон Сергий Голубцов в своей книге «Церковная Московия в 1935–1965 годах»[5] опубликовал письмо уполномоченного Совета по делам религии по Москве и Московской области А.Трушина, направленное в июле 1960 года секретарю Сокольнического РК КПСС т. Онашину — провести «соответствующую работу по отрыву… из-под влияния церковников с окончившим среднюю школу и поступающим в семинарию Геннадием Николаевичем Нефедовым, 1942 года рождения»[6]. Работа «по отрыву» была проведена через районный военкомат, где Геннадия склоняли оставить посещение церкви и направили, якобы в рамках подготовки к службе в рядах Вооруженных Сил, на шоферские курсы. По окончании курсов его направили работать в одно из районных автохозяйств, но, промыслительно, работа там не заладилась сразу: полученная машина не проработала и одного дня, была поставлена на долгий ремонт, а Геннадий продолжил пономарское служение в храме. Чтобы не привлекать внимание властей своей бездеятельностью, Геннадий пошел учиться на курсы закройщиков, которые успешно закончил. В 1961–1964 годах служил в рядах Вооруженных сил СССР в танковой части под городом Кандалакша за Полярным кругом. Полученное образование пригодилось, и Геннадий был распределен в вещевую мастерскую части, затем стал ее начальником.

После демобилизации из армии Геннадий был восстановлен в должности алтарника и чтеца храма Знамения Божией Матери у Рижского вокзала и летом 1965 года подал документы на поступление в Московскую Духовную Семинарию.

В 1965 году Геннадий был зачислен во 2-й класс Московской Духовной семинарии. После первого года обучения, с весны 1966 года, начальством Семинарии был направлен для несения иподиаконского послушания при епископе Зарайском Ювеналии (Пояркове)[7], викарии Московской епархии и заместителе пред­седа­теля Отдела внешних церковных сношений, а затем при митро­полите Ленинградском и Новгородском Никодиме (Ротове), председателе Отдела внешних церковных сношений. С 1966 по 1969 годы Геннадий исполнял послушание иподиакона и келейника владыки Никодима, совмещая эти труды с учебой в Московской Духовной Семинарии. В 1968 году митрополит Никодим назначил день монашеского пострига Геннадия, но это событие не состоялось: в самый день пострига Геннадий тяжело заболел, слег и несколько месяцев не мог ходить. Эта болезнь сделала невозможным постриг и несение послушаний при митрополите Никодиме. По мере возможности Геннадий продолжал заниматься дома и в конце 1969 года смог выдержать выпускные экзамены в Семинарии.

В 1969 году, закончив семинарию, Геннадий поступил в Московскую Духовную академию. В связи с перенесенной болезнью и поступлением в Академию с 1 сентября 1969 года он был официально освобожден от исполнения обязанностей келейника митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима.

Во время обучения в Московской Духовной Академии, в 1969–1971 годах, Геннадий трудился нештатным сотрудником в Журнале Московской Патриархии, где в 1972 году вышла его первая печатная работа — «Святитель Василий Великий о богопознании»[8].

Весной 1971 года Геннадий принял активное участие в подготовке и проведении Поместного Собора Русской Православной Церкви по избранию тринадцатого Предстоятеля, за что 17 августа 1971 года Советом Московской Духовной Академии ему была выражена письменная благодарность за понесенные труды.

С осени 1971 года Геннадий Нефедов стал иподиаконом вновь избранного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена: он был определен на должность посошника, которую совмещал с учебой в Московской Духовной Академии.

В 1973 году Геннадий закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию по кафедре Пастырского богословия на тему: «Значение опыта Церкви в жизни и служении пастыря», написанную под научным руководством профессора протоиерея Алексия Остапова. После окончания Академии Геннадий был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Нравственного богословия, которую возглавлял его духовник — профессор протоиерей Александр Ветелев, а также назначен на должность дежурного помощника Инспектора семинарии.

5 августа 1973 года Геннадий вступил в брак с Ксенией Анатольевной Правдолюбовой, дочерью протоиерея Анатолия Правдолюбова, клирика Рязанской епархии. Позже в семье Нефедовых родились шестеро детей.

С сентября 1973 года Геннадий начал педагогическую деятельность в Московской Духовной семинарии как преподаватель Общецерковной истории во 2-м классе, а с января 1974 года — Нравственного богословия в 3-м и 4-м классах, совмещая учительство с иподиаконским служением.

9 сентября 1973 года в день памяти преподобного Пимена Великого в храме преподобного Пимена Великого города Москвы Святейший Патриарх Пимен рукоположил преподавателя МДС Геннадия Николаевича Нефедова во диакона. После служения положенного сорокоуста отец Геннадий оставлен при Святейшем Патриархе на иподиаконской должности посошника. В связи с усердными трудами в этой должности 17 апреля 1975 года «во внимание к церковным заслугам» диакон Геннадий награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени.

3 мая 1975 года — в Великую Субботу — в Богоявленском Патриаршем соборе города Москвы Святейшим Патриархом Пименом диакон Геннадий рукоположен во священника с возложением набедренника, камилавки и золотого наперсного креста. С сентября 1975 года по май 1976 года молодой пресвитер нес послушание чтеца и священника Крестового храма Владимирской иконы Божией Матери при Московской Патриархии в Чистом переулке.

21 апреля 1976 года ко дню Святой Пасхи «за добросовестное и усердное несение пастырских обязанностей» в Богоявленском Патриаршем соборе города Москвы Святейший Патриарх Пимен возвел отца Геннадия в сан протоиерея и 13 октября 1976 года назначил настоятелем храма Ризоположения в Леонове города Москвы. При назначении Святейший сказал молодому настоятелю: «Я назначаю тебя в храм к последней настоящей старосте». В тот момент, когда старосты храмов назначались исключительно районным отделом по делам религий и проходили соответствующую подготовку, отец Геннадий начал свое самостоятельное служение и настоятельство под руководством опытной Елизаветы Фоминичны Звоновой, которая была глубоко верующей женщиной, исполняла обязанности старосты с послевоенного времени, а также умело выстраивала свои отношения с власть придержащими и «компетентными органами». За время служения в Леонове отец Геннадий много потрудился по духовному окормлению паствы, по формированию богослужебной жизни храма, много проповедовал. Были собраны материалы по истории храма, построена новая крестильня, реставрированы иконы храма.

Священническое служение в храме Ризоположения в Леонове отец Геннадий совмещал с преподавательской деятельностью в Московских духовных школах: с 1 февраля 1977 года Ученым Советом МДА он был определен преподавателем Нравственного богословия на III и IV курсах Академии, а с 1 сентября 1979 года назначен преподавателем Литургики в 4-м классе Семинарии. 25 марта 1980 года «за плодотворные труды на пользу Церкви» он был награжден правом ношения палицы.

Пятилетнее служение в Леонове закончилось по инициативе властей: основной претензией, по свидетельству епископа Сергия (Соколова), бывшего в тот момент келейником Святейшего Патриарха Пимена, было то, что «все у них там очень хорошо». В течение сорока минут Патриарх Пимен в телефонном разговоре с уполномоченным по делам религий по Москве пытался отстоять свое право оставить священника на прежнем месте, но безуспешно: 18 ноября 1981 года указом Святейшего Патриарха Пимена отец Геннадий переводится на должность настоятеля храма Преображения Господня в Богородском, «с предложением восстановить полный порядок в Преображенском храме». Это был более «проблемный» участок и с точки зрения общей обстановки на приходе, взаимоотношений с властями. Служение в храме Преображения Господня в Богородском поставило новые задачи перед отцом Геннадием: он продолжил ревностное совершение Богослужений, восстановил традиции службы, бывшие в прежние годы, проповедовал на всякой службе, принимал людей для бесед, многие часы простаивал на исповеди. Были осуществлены и хозяйственные работы: произведена перепланировка внутреннего пространства храма, торговля вынесена в боковые приделы, выстроен новый притвор. Благодаря трудам отца Настоятеля значительно выросла община храма, возникла молодежная часть общины, которая собиралась в храм со всей Москвы. Но радости пастырского служения срастворялись и горечью досаждений, которые приходилось терпеть от властей, от поставленных райисполкомом старост. В этом плане взаимопонимания не наблюдалось все десять лет служения отца Геннадия в Богородском: его много мучили из-за работы с молодежью, из-за собственных детей, которые участвовали в Богослужениях, пономарили. Но труды продолжались и положительно оценивались Священноначалием: 15 апреля 1982 года ко дню Святой Пасхи отец Геннадий награжден правом ношения наперсного креста с украшениями, а 3 апреля 1985 года награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

В 1982 году по благословению духовника отец Геннадий священное служение стал совмещать с работой в редакции Журнала Московской Патриархии, став редактором отдела «Из богослужебной практики». В этот период он увлеченно работает над циклом публикаций, посвященных Таинствам Православной Церкви и решению практических богослужебных вопросов в рубрике «Спрашивают — отвечаем». Работа над этими материалами велась самостоятельно, а также в соавторстве с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), протоиереем Александром Куликовым, протоиереем Владимиром Ригиным, протоиереем Сергием Вишневским, профессором Константином Евфимиевичем Скуратом, протоиереем Владиславом Цыпиным. Отдел публикует работы профессора протоиерея Александра Ветелева, епископа Смоленского Иоанна (Орлова), священноисповедника Сергия (Правдолюбова) Касимовского, протоиерея Анатолия Правдолюбова. Работы, опубликованные в Журнале Московской Патриархии в период до 1991 года, впоследствии легли в основу книги протоиерея Геннадия Нефедова «Таинства и обряды Православной Церкви», выдержавшей три издания.

В год 1000-летия Крещения Руси, 17 марта 1988 года «за плодотворные труды на пользу Церкви» отец Геннадий был удостоен награждения митрой.

В 1990-м году, после произошедших изменений в государственной жизни в храме Преображения Господня в Богородском отцом Геннадием была организована Воскресная школа для детей, где он и сам преподавал.

В этом же году возникла община, в основе которой были многие духовные чада отца Геннадия, которая обратилась к властям с просьбой предоставить им храм для «отправления религиозных нужд». Были на выбор предложены три храма, из которых был выбран храм Богоявления бывшего Богоявленского монастыря в Китай-городе. Начались труды по освобождению здания храма от прежних хозяев и подготовки его к совершению Богослужений.

17 октября 1990 года протоиерей Геннадий Нефедов назначен настоятелем переданного Церкви храма. На тот момент храм не был освобожден прежними владельцами и находился в аварийном состоянии, нуждался в огромных реставрационных и ремонтных работах.

Созданная община под руководством отца Геннадия начала активные труды по возрождению приходской жизни: 18 и 19 января 1991 года состоялись первые Богослужения в еще не освобожденном верхнем храме — всенощное бдение, обедница и великое освящение воды. 30 апреля того же года состоялся первый субботник по освобождению от мусора и строительных отходов придела в честь  святителя Алексия, митрополита Московского. Субботники продолжались в течение мая, а 9 мая в приделе была совершена панихида по погибшим воинам. 28 мая 1991 года после Богослужения в Архангельском Соборе Кремля храм Богоявления посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который благословил совершение малого освящения храма. 31 мая 1991 года освящен иерейским чином престол в приделе святителя Алексия Московского и начались регулярные Богослужения в храме. С сентября того же года начала работу Воскресная школа храма и Приходская библиотека. К концу года был освобожден Казанский нижний храм, где разместились приходские службы. Много трудов пришлось положить для освобождения верхнего Богоявленского храма от занимающего его Государственного русского хора им. А.В.Свешникова: но в январе 1992 года храм был освобожден.

Начались долгие и кропотливые работы по восстановлению храма: сначала проводились работы по приспособлению помещений храма к совершению Богослужений, затем начались системные работы по воссозданию интерьеров храма и его внешнего благолепия. Эти работы проходили параллельно с обустройством приходской жизни храма. Сразу обозначилась педагогическая направленность деятельности прихода: в 1992 году были созданы Иконописная студия и Школа хорового пения. В 1993 году при храме начала свою деятельность Православная гимназия им. Нестора Летописца, которая позже была преобразована в Лицейские музыкально-педагогические классы, существовавшие при храме до 2005 года. В 1995 году открыта Учительская семинария, готовившая социальных педагогов, а в 1998 году — Регентско-певческая семинария, просуществовавшая до 2012 года.

В 1994 году начались совместные с Управлением государственного контроля и использования памятников истории и культуры г.Москвы работы по воссозданию внешнего облика храма Богоявления: воссоздан свод и купол верхнего храма, восстановлены алтари приделов апостола Иакова Алфеева и святителя Алексия Московского, восстановлены галереи храма. Воссоздание экстерьера храма было закончено в 1999 году — за «организационное руководство работами по реставрации и воссоздание памятника архитектуры XVII века «Собор Богоявленского монастыря» (Богоявленский проезд, 2/6)» протоиерей Геннадий Нефедов стал лауреатом конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в историческом центре Москвы, завершенных в 1999 году.

10 декабря 1992 года отец Геннадий назначен благочинным церквей вновь образованного Китай-городского округа города Москвы, в которое вошли «все православные храмы города, находящиеся в границах бывших стен Китай-города», а 29 декабря 1993 года в дополнение к несомому послушанию — исполняющим обязанности настоятеля Патриаршего подворья в Китай-городе с храмами святителя Николая Мирликийского — «Красный Звон» и святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Старых Панех, с поручением «озаботиться о скорейшем возвращении Церкви вышеуказанных храмов, а также принадлежащих им строений и земельных участков».

12 сентября 1993 года «во внимание к усердным трудам и в связи с 20-летием священнослужения» отец настоятель был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

22 декабря 1994 года, в дополнение к несомому послушанию, отцу Геннадию поручается забота о вновь учрежденном Патриаршем подворье при воссоздаваемой часовне в честь Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот, что у Красной площади города Москвы, «с поручением забот о каноническом соответствии данной часовни и об оборудовании ее всем необходимым для возобновления в ней богослужений».

11 апреля 1995 года протоиерей Геннадий был включен в состав вновь созданной Экзаменационной группы при Епархиальном Совете города Москвы, а с 2004 по 2009 годы был ее председателем.

В связи с происшедшими изменениями в административно-территориальном делении города Москвы и образовании новых благочиннических округов, 1 апреля 1996 года отец Геннадий назначен благочинным церквей Покровского благочиннического округа города Москвы, включающего в себя храмы и часовни, расположенные в территориальных управлениях «Китайгородское» и «Таганское» Центрального административного округа города Москвы.

26 февраля 1997 года Указом Президента Российской Федерации «за значительный вклад в развитие Москвы» протоиерей Геннадий награжден государственной медалью «В память 850-летия Москвы», 7 октября 1997 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II «во внимание к усердным трудам в Московской Духовной Семинарии и в связи с 55-летием со дня рождения» награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, 20 апреля 1998 года «за усердное служение Церкви Божией, административные труды в Покровском благочинии <…> стольного града и инициативу, проявленную по организации реставрационно-восстановительных работ по воссозданию былого благолепия в порушенной Святыне, организацию и открытие преподавания в учительской семинарии и в связи с 25-летием священнослужения» удостоен права служения Божественной Литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни, а 11 августа 2000 года Указом Президента Российской Федерации «за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций» награжден государственной медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

15 декабря 2000 года отец Геннадий был вновь утвержден благочинным храмов Покровского округа города Москвы, включающего в себя «все храмы и часовни, расположенные в территориальных управлениях (управах) «Китайгородское» и «Таганское» Центрального административного округа города Москвы с поручением попечения о Новоспасском мужском и Покровском женском монастырях», а с 15 декабря 2001 года по 14 декабря 2004 года избирался членом Епархиального Совета города Москвы.

12 апреля 2002 года, «во внимание к многолетним усердным трудам и в связи 60-летием со дня рождения», протоиерей Геннадий был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени, а 26 июня 2002 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по этому же случаю направил поздравительное письмо юбиляру; 3 мая 2003 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравительное письмо в связи с 30-летием диаконской хиротонии; 3 мая 2005 года «во внимание к усердным трудам и в связи с 30-летием священнического служения» отец Геннадий награжден орденом преподобного Серафима Саровского II степени.

В 2007–2011 годах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, отец Геннадий трудился в составе Государственной комиссии города Москвы по вопросам помилования.

8 апреля 2007 года «к дню Святой Пасхи и в связи с 65-летием» батюшка награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени. 20 апреля 2008 года «за усердное служение Церкви Божией, административные труды в Покровском благочинии <…> стольного града и инициативу, проявленную по организации реставрационно-восстановительных работ по воссозданию былого благолепия в порушенной Святыне, организацию и открытие преподавания в регентской семинарии и в связи с 35-летием священнослужения» удостоен права служения Божественной Литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш…» На второй день Святой Пасхи Святейший Патриарх Литургию в Успенском соборе Кремля не совершал, поэтому награда была вручена 16 июня 2008 года — в день Святого Духа.

4 августа 2010 года отец Геннадий был утвержден в должности настоятеля храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, храмов Патрирашего подворья в Китай-городе с храмами святителя Николая «Красный звон» и святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Старых Панех и часовни Иверской иконы Божией Матери у Красной площади г.Москвы, а 10 мая 2012 года в связи с происшедшими изменениями границ районов в Центральном административном округе г.Москвы, назначен благочинным Иверского округа, включающий храмы на территории Тверского района Центрального административного округа г.Москвы.

Последние годы жизни батюшки были сопряжены с терпением телесных немощей и частых болезней. Ослабевшее сердце не позволяло служить и трудиться в прежнем ритме, что отец Геннадий тяжело переносил. Он часто лежал в больнице, перенес операцию на сердце, но при первой возможности посещал храм, продолжал исповедывать и духовно окормлять паству. После установки сердечного стимулятора его состояние несколько улучшилось — он пытался вернуться к активному служению. Великим постом 2017 года отец Геннадий радовал прихожан своей ревностью к Богослужению — читал Великий покаянный канон на первой седмице, несколько раз служил Литургию. В четвертую Неделю поста он исповедывал, затем причастился Святых Христовых таин за Литургией, провел приходское собрание в храме святителя Николая в Новой Слободе Иверского благочиния, был вынужден провести встречу с педагогами воскресной школы храма. В среду пятой седмицы поста, 29 марта 2017 года, батюшка прочитал три песни Великого канона святителя Андрея Критского и молился до конца службы в храме. По дороге домой у него случился инсульт, его отвезли в больницу, где он был пособорован и причастился. Два месяца отец Геннадий пробыл в больнице, ежедневно приобщаясь Святых Христовых таин, проходил реабилитацию, состояние его улучшилось, и он был выписан домой. Через неделю после выписки состояние его резко ухудшилось, начался некроз правой ноги, батюшку опять положили в больницу, где нога была ампутирована. Появилась робкая надежда на улучшение состояния, но 28 июля в реанимации 23-й больницы протоиерей Геннадий скончался на 76 году жизни.

На третий день 30 июля 2017 года в храме Богоявления в Китай-городе состоялось отпевание почившего протоиерея Геннадия, которое совершил Первый викарий г.Москвы митрополит Истринский Арсений в сослужении отцов благочинных и сонма духовенства. Похоронен отец Геннадий на Старо-Марковском кладбище.

Почивший отец Геннадий любил повторять слова одного из своих духовников: «С креста не сходят, с креста снимают». Этот завет он терпеливо выполнял всю свою исповедническую жизнь. Господь да упокоит душу его там, где «нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания», но уготованная любящим Бога «Жизнь безконечная».

[1] Вакулович Клеоник Феодорович, протоиерей   (1891–1972) — выпускник Волынской духовной семинарии и Казанской духовной академии, благочинный, позже исполняющий обязанности настоятеля храма Воскресения Христова в Сокольниках, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе у Рижского вокзала г.Москвы. См. подробнее: Некролог: Митрофорный протоиерей Клеоник Федорович Вакулович // ЖМП. 1974. № 6. С. 34.

[2] Станько Аркадий Павлович, протоиерей (1928–2000) — настоятель храма Преображения Господня в Богородском г.Москвы в 1955–1957 годах, а затем — 1978–1981. Также служил в храмах Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, Всех святых во Всехсвятском, Положения Ризы Пресвятой Богородицы в Леонове, святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. Скончался в должности настоятеля собора в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. См. подробнее: Протоиерей Аркадий Станько // ЖМП. 2000. № 5. С. 37.

[3] Сергий (Савельев Василий Петрович), архимандрит (1899–1977) — настоятель храма Преображения Господня в Богородском г.Москвы в 1957–1959 годах. См. подробнее: http://pokrovchram.ru/arhimandrit_sergiy_savelev.

[4] Ветелев Александр Андреевич, протоиерей (1892–1976) — клирик храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе у Рижского вокзала до 1965 года, профессор Московской Духовной Академии. См. подробнее: http://www.bogoslov.ru/persons/288862/index.html

[5] Голубцов Сергий, протодиакон. Церковная Московия в 1935–1965 годах // Церковно-исторический вестник. М., 2004. № 11. С. 4–71.

[6] ЦГАМО, ф. 7383, оп. 5. Д. 29, л 67.

[7] Ювеналий (Поярков Владимир Кириллович) (род. 1935) — епископ Зарайский (1965–1969), заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений (1962–1972), Председатель Отдела внешних церковных сношений (1972–1977), митрополит Крутицкий и Коломенский (с 1977 года).

[8] Нефедов ГеннадийСвятитель Василий Великий о богопознании// ЖМП. 1972. № 3. С. 73–75.

 

ЛЕОНОВО — ДЛЯ МЕНЯ ЭТО МЕСТО ДОРОГО, ПОТОМУ ЧТО НАЧАЛО МОЕГО ЦЕРКОВНОГО ПУТИ.

Вот сделал попытку написать о дорогом Батюшке. Получились воспоминания о Леонове. Для меня это место очень дорого, потому что — НАЧАЛО моего церковного пути. И тогда и сейчас, я благодарю Бога, что мне была дарована встреча с о. Геннадием. Очень важно было быть и жить рядом с таким Человеком и очень многое воспринималось без слов и запечатлелось в сердце. И сейчас во многом этим запасом держусь и живу. И всЕ и всЁ, что было тогда вокруг и около о. Геннадия было настоящим и жизненно важным!

Протоиерей М. Осколков

Протоиерей Геннадий Нефедов на одной из первых праздничных служб в приделе Свтт. Афанасия и Кирилла

Пастырское служение о. Геннадия началось в храме Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове. Это МЕСТО и тогда ещё относительно спокойное ВРЕМЯ (1976–1981 гг.) подарили Батюшке благодатную почву для возрастания его духовных дарований, которые в полной мере раскрывались уже в более сложных и тесных обстоятельствах.

Храм Ризоположения в Леонове. 1979 г.

Леоново! Благословенный краешек Москвы, где ничего московского, городского в то время нельзя было обнаружить даже при тщательном рассмотрении. То ли оазис, то ли островок недавнего пригорода в расползавшемся, как тесто, во все стороны города.

От станции метро «Ботанический сад» заветной тропинкой, протоптанной местными жителями, через то, что раньше было то ли лесочком, то ли парком, вдруг входишь в остатки когда-то большого села Леоново. В то время около храма ещё стояли несколько деревенских домиков с приусадебными участками и привычной деревенской живностью — курами, петухами, козами…

Храм тоже был сельским, небольшим, но очень тёплым, уютным, весь в зелени и с маленьким садом-огородом за скромной оградой.

Церковь и всё вокруг нее было с любовью ухожено заботами тружеников храма и прихожанами, которые тоже были остатком не только сельского населения, но и другого времени, другого уклада, другого, неспешного ритма жизни…

Первым и очень важным благословением, которое вместе с первым приходом получил Батюшка, стала замечательная, всеми любимая Елизавета Фоминична Звонова, староста храма. Глубоко верующая, любящая Церковь и всех церковных (и батюшек, и певчих, и всех тружеников) она жила в маленькой сторожке при храме, вела хозяйство в полном согласии с настоятелем, которого очень почитала. Елизавета Фоминична была удивительная молитвенница, говорила, что для нее молитва без слез — не молитва.

Протоиерей Геннадий Нефедов со старостой храма Елизаветой Фоминичной Звоновой

Еще одним благословением стала регент правого и левого хоров — Наталья Ильинична Павлова. Истинно верующая, преданная Церкви всей жизнью и окончившая путь в монашестве (монахиня Феофания).

Незабываем, конечно, так называемый «левый хор». Состав этого маленького, тихого и стройного хора был просто дивным. Мария Михайловна — канонарх и уставщица, хорошо разбиравшаяся в книгах (она была дочерью священника), очень строгая во время богослужения и очень приветливая и весёлая после службы. У неё дома изредка собирались «на чаёк» подруги-певчие, они любили тихонечко, от души попеть разные церковные песнопения. Запевала обычно Наталья Ильинична, а остальные дружно подхватывали.

Марфа Ананьевна, можно сказать, смиреннейшая, тишайшая, старательно послушная всем указаниям регента. Она впоследствии также приняла монашеский постриг.

Анна Лукьяновна — деловая, решительная, со звонким голосом. Возглавляла ревизионную комиссию на приходе (однажды она адресовала мне поздравительную открытку к празднику Пасхи, которую подписала: «Председатель ревкома» — чем меня несколько озадачила).

И ещё бас, один на всех, Михаил Иванович Макаров. Старый москвич, жил в детстве рядом с Даниловским монастырём, в 1914 -1915 годах учился в монастырской церковно-приходской школе и сохранил в своей светлой памяти множество воспоминаний о былом времени: из истории Москвы, истории Церкви, в частности, из истории Даниловского монастыря, из истории своей семьи. Воспоминания, которые Михаил Иванович начал писать в бытность певчим и чтецом в Леоновском храме, были напечатаны издательством Даниловского монастыря в 2007 году[1]. Михаил Иванович был очень сердечным человеком, исповедовался всегда с большим сокрушением и со слезами, был скромен, заботлив о всех своих близких, о которых ревностно и неустанно молился (особенно о молодом поколении).

Так было отрадно среди них. И с ними. На службах и просто в жизни…

Нельзя не вспомнить единственную алтарницу храма — уникальную в своём роде монахиню Конкордию! Совсем маленькая, простая без затей, неутомимая труженица, которая хранила алтари в идеальной чистоте. Когда-то она приехала из деревни в няньки в московскую семью и прожила в ней практически всю жизнь уже как член семьи, всеми любимая. К концу жизни она смогла исполнить своё заветное желание — послужить Богу и Церкви.

…В эту дружную церковную семью Батюшка с его ревностным служением влился очень органично, его сразу же полюбили.

С первых служб он определил для себя высокую планку пастырского служения. Равнялся Батюшка, конечно, на своих учителей, в первую очередь, на своего духовного наставника — о. Александра Ветелева. Много он почерпнул из этого кладезя церковного опыта и впоследствии во многом повторил путь своего духовного руководителя, так же, как и о. Александр, посвятив много лет преподаванию в духовных школах (о. Геннадий преподавал нравственное богословие в МДА, в МДС).

Хочется отметить, что в период служения в Леонове у Батюшки возрастала семья. Его верной подругой и опорой всегда была м. Ксения, которую тоже все сразу полюбили.

Семья для Батюшки всегда являлась важной частью жизни и служения. Его семья была радушной ко всем. Особенно же это прочувствовали молодые люди, которые прибились к Батюшке в тот «леоновский» период и остались под его духовным руководством до конца его жизни.

И вместе, и по-отдельности Батюшка приглашал молодёжь к себе домой, многие становились прихожанами, его духовными чадами, которых он и крестил, и воцерковлял, те, кто в своих исканиях и чаяниях чаще всего были непонятыми и одинокими в кругу родных. Семья Батюшки излучала тепло любви и, что особенно важно, давала образ настоящей православной семьи — не книжный, а реальный. Надо сказать, что многие семьи духовных чад Батюшки стараются, хотя и с разным успехом, удержать этот образ.

Здесь запечатлен наш первый иконостас в приделе Свтт. Афанасия и Кирилла

С благодарностью всегда помню, как Батюшка и матушка помогли моим родителям, прежде всего отцу, принять моё решение посвятить себя церковному служению (сначала алтарником, регентом, а потом, по благословению Батюшки, студентом МДС).

Батюшка пригласил моего отца к себе домой для знакомства, и для того, чтобы отец посмотрел, как живёт семья священника. Можно сказать, приём был устроен на высшем уровне, отец был очень уважен. Со всем вниманием и почтением к нему Батюшка свободно вёл беседу на совершенно разные темы, а матушка радушно предлагала отнюдь не постное угощение. В итоге отец был лишён всех сомнений и смущений от моего выбора.

Батюшка считал, что родительское согласие на выбор нового пути будет мне только во благо. А для меня было важно сохранить мир в родном доме. По мнению Батюшки, семейная жизнь всегда должна быть во внимании, в почитании и ничем не разрушаема.

Запомнилось знакомство с Батюшкой в первые дни его служения в Леоново. И здесь нельзя умолчать о роли нашей учительницы — Веры Алексеевны Горбачевой, сыгравшей на тот момент роль стрелочника на путях жизни не только моей, но и многих её учеников, в том числе и частных. В то время она была преподавателем русского языка и литературы в музыкально-педагогическом училище им. Гнесиных, где тоже по-своему трудилась над созданием дружной семьи единомышленников.

Силами студентов Вера Алексеевна организовывала и проводила литературно-музыкальные вечера, имевшие большой успех и всегда с аншлагом проходившие в училище. В летние каникулы она устраивала походы с палатками и байдарками — в основном по северному краю. Состав компаний каждый раз был разный и общий круг участников этих походов был довольно широк. Эти походы были очень важными для нас, мы познавали и себя, и друг друга. Походные условия бывали весьма трудными и многое, порой неожиданное, в нас проявлялось, и достоинства, и недостатки… Нам открывалось многообразие жизни, ведь столичная жизнь существенно и резко отличалась от жизни глубинки. А красота северной природы крепко влюбляла в родной край. Сколько раз не счесть, собираясь вместе, мы, «походники», вспоминали пережитое, вновь и вновь любовались видами полюбившегося Севера, пересматривая многочисленные слайды, которыми в то время все очень увлекались…

Как только Вера Алексеевна узнала о назначении о. Геннадия настоятелем храма в Леоново, она тут же решила отыскать это самое Леоново. Так случилось, что я был послан на поиски, получив чёткий ориентир: «где-то у метро «Ботанический сад»». И вот, я интуитивно иду по тропинке, не ведая, куда она ведёт, но надеясь, что приведёт куда надо. И, действительно, привела!

К сожалению, нет фотографий тогдашнего Леоново, но, как чудом сохранившаяся цитата из когда-то любимой, но утерянной книжки, в сердце навсегда запечатлен этот почти сказочный образ уникального уголка Москвы.

Пришёл я во время литургии, ближе к концу, Батюшка говорил проповедь, и, как я почувствовал, очень волновался. Это выражалось в том, что он (ясно помню!) говорил окая, совершенно не по-московски. Был будний день, прихожан практически не было, и я понял тогда, что проповедь на богослужении необходима не только для прихожан, но и для проповедника!

Здесь же, в Леоново, проявилось организационно-строительное дарование Батюшки. Рядом с храмом был построен домик — крестильня и ризница (раньше ризница располагалась на колокольне и это было очень неудобно), который Батюшка сам придумал и очень утешался тем, что удалось осуществить задуманное.

Незабываемы, конечно, каждодневные «успенские молебны» в Успенский пост. Эту традицию Батюшка сохранял на протяжении всего своего служения в Церкви, на всех приходах. Хор стоял рядом со священником и пение было общим, что приносило всем особую радость — все вместе славили Матерь Божию.

Относительная, но и в то же время явная свобода, которая ощущалась в Леоново, в стороне от больших дорог, в тишине сельской ещё жизни очень привлекала ищущие души, потому что всегда был возможен неспешный разговор со священником, и Батюшка не скупился отдавать себя и своё время на многочисленные встречи и беседы со всеми, кто обращался к нему за советом, отвечая на всевозможные недоуменные вопросы и по Священному Писанию, и по жизни…

Вся уникальность первого прихода Батюшки, особенно высветилась по контрасту в следующем месте его служения — Богородском храме Преображения. Староста здесь являла собой полную противоположность леоновской Елизавете Фоминичне. Но, если внеслужебная деятельность Батюшки встречала упорное непонимание и сопротивление, служба всегда была по-прежнему на высоте. А молодёжь не отставала от Батюшки и здесь. Исповеди и причастия, венчания и крестины совершались исправно…

Венчание Михаила и Наталии Осколковых

Последний приход — Богоявленский храм… Опять средокрестье МЕСТА и ВРЕМЕНИ!

Бурлящий, кипящий центр столицы в двух шагах от Красной площади. Грандиозный по масштабу и сложности реставрационных задач проект. Но и здесь многое благоприятствовало Батюшке, он развернулся здесь во всю свою мощь — служение, восстановительные работы, преподавание, административные обязанности…

Батюшка дорог нам и деятельным, и молитвенным участием в нашей жизни. На наших глазах он умножал полученные от Господа таланты, и мы верим, что Батюшка услышит по Евангелию: «в малом был верен… войди в радость Господа Своего…»

[1] Макаров Михаил. Сокровенная память души. Записки старого москвича. М,: Даниловский благовестник, 2007.

Взято с сайта http://pgn.moseparh.ru/