Протоиерей Евлампий родился в Кологриве Костромской губернии в семье священника Иоанна Троицкого. В 1880 году окончил Костромскую семинарию. Возможность продолжить учебу он получил, скорее всего, благодаря отличным результатам учебы (окончившие семинарию по первому разряду имели право поступления в выбранную ими Духовную академию). Евлампий Троицкий избрал Московскую духовную академию, «где и окончил полный курс наук по богословскому отделению со степенью кандидата богословия и с предоставлением ему права при искании степени магистра богословия не держать нового устного экзамена».* После окончания учебы в 1884 году Советом академии он был избран на должность библиотекаря. Сфера его деятельности была весьма широка: от составления каталогов и комплектования библиотеки, описания новых поступлений и приведения в порядок старого фонда до организации и контроля над ремонтными работами. В 1889 году Евлампий Иванович был рукоположен в диакона (27 ноября), а затем в священника (6 декабря). Рукоположение совершил ректор Академии, епископ Волоколамский Христофор в домовом академическом храме – церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где отец Евлампий провел первый год своего иерейского служения.
С ноября 1890 года до закрытия храма в 1932 году, более сорока лет, священник Евлампий Троицкий был настоятелем московского храма свтт. Афанасия и Кирилла, что на Сивцевом Вражке.
С ноября 1890 года до закрытия храма в 1932 году, более сорока лет, священник Евлампий Троицкий был настоятелем московского храма свтт. Афанасия и Кирилла, что на Сивцевом Вражке.
«Настоятель протоиерей Евлампий Иоаннович Троицкий, 63 лет, сын священника.
Награжден:
— набедренником 1892 г. 5 июля;
— скуфьей 1895 г. 27 ноября;
— камилавкой 1899 г. 6 мая;
— наперстным крестом от Св. Синода, выданным 1904 г. 6 мая;
— возведен в сан протоиерея 1908 г. 14 мая;
— сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени 1911 г. 6 мая;
— Св. Анны 2-й степени 1915 г. 6 мая;
— награжден палицею 1919 г. 11 апреля;
— выражена благодарность Его Высокопреосвященства 1908 г. 16 октября;
— преподано благословение Св. Синода с грамотою 1912 г. 6 мая и Архипастырское Его Высокопреосвященства 1914 г. 28 апреля.
— набедренником 1892 г. 5 июля;
— скуфьей 1895 г. 27 ноября;
— камилавкой 1899 г. 6 мая;
— наперстным крестом от Св. Синода, выданным 1904 г. 6 мая;
— возведен в сан протоиерея 1908 г. 14 мая;
— сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени 1911 г. 6 мая;
— Св. Анны 2-й степени 1915 г. 6 мая;
— награжден палицею 1919 г. 11 апреля;
— выражена благодарность Его Высокопреосвященства 1908 г. 16 октября;
— преподано благословение Св. Синода с грамотою 1912 г. 6 мая и Архипастырское Его Высокопреосвященства 1914 г. 28 апреля.
Образование получил в Московской духовной академии, где и окончил полный курс наук по богословскому отделению со степенью кандидата богословия и с предоставлением ему права при искании степени магистра богословия не держать нового устного экзамена 1884 г. июня 2.
На службу поступил на должность библиотекаря Московской духовной академии 1884 г. августа 16.
Преосвященным ректором Московской духовной академии Христофором, епископом Волоколамским, рукоположен
— в сан диакона 1889 г. ноября 27;
— священника к Покровской при Московской духовной академии, церкви – декабря 6;
Перемещен на настоящее место 1890 г. ноября 26.
Назначен цензором проповедей духовенства 1-го отделения Пречистенского сорока 1893 г. января 27.
На службу поступил на должность библиотекаря Московской духовной академии 1884 г. августа 16.
Преосвященным ректором Московской духовной академии Христофором, епископом Волоколамским, рукоположен
— в сан диакона 1889 г. ноября 27;
— священника к Покровской при Московской духовной академии, церкви – декабря 6;
Перемещен на настоящее место 1890 г. ноября 26.
Назначен цензором проповедей духовенства 1-го отделения Пречистенского сорока 1893 г. января 27.
Состоял:
— законоучителем в частном училище 2-го разряда, содержимом г. Полянским, с 1894 с сентября по 1904 августа 16-го.
— помощником благочинного с 27 июля 1897 г. по 5 октября
— исполняющим должность благочинного с 5 октября 1897 г. по 23 ноября.
— депутатом на Епархиальных съездах духовенства 1910-1912 гг..
— членом ревизионной комиссии духовенства с 1908 октября 16 по 1911 г. декабрь.
— председателем Комиссии по перестройке доходных 4-х этажных домов при Николо-Явленской, на Арбате, церкви в 1909 и 1912 гг.
— при Тихоновской на Арбатской площади, церкви в 1910-1911гг.
— при Афанасие-Кирилловской на Сивцевом Вражке церкви в 1913г.
— членом правления Заиконоспасского духовного училища с 1908 октября 16 по 1914 г. ноябрь.
— членом благочиннической оценочной комиссии с 1903 июня 28 по 1918 г.
— членом совета Московского епархиального братства ** с 1914 г. октября 31 по 1918 г.
— членом строительного комитета по сооружению храма во имя святого благоверного князя Александра Невского на Миусской площади *** с 1912 г. августа по 1917 г.
— благочинным 1-го отделения Пречистенского сорока с 1903 г. ноября 24 по 1918 г.
— председателем правления Епархиального свечного завода с апреля 1918 г. по сентябрь ****».
— законоучителем в частном училище 2-го разряда, содержимом г. Полянским, с 1894 с сентября по 1904 августа 16-го.
— помощником благочинного с 27 июля 1897 г. по 5 октября
— исполняющим должность благочинного с 5 октября 1897 г. по 23 ноября.
— депутатом на Епархиальных съездах духовенства 1910-1912 гг..
— членом ревизионной комиссии духовенства с 1908 октября 16 по 1911 г. декабрь.
— председателем Комиссии по перестройке доходных 4-х этажных домов при Николо-Явленской, на Арбате, церкви в 1909 и 1912 гг.
— при Тихоновской на Арбатской площади, церкви в 1910-1911гг.
— при Афанасие-Кирилловской на Сивцевом Вражке церкви в 1913г.
— членом правления Заиконоспасского духовного училища с 1908 октября 16 по 1914 г. ноябрь.
— членом благочиннической оценочной комиссии с 1903 июня 28 по 1918 г.
— членом совета Московского епархиального братства ** с 1914 г. октября 31 по 1918 г.
— членом строительного комитета по сооружению храма во имя святого благоверного князя Александра Невского на Миусской площади *** с 1912 г. августа по 1917 г.
— благочинным 1-го отделения Пречистенского сорока с 1903 г. ноября 24 по 1918 г.
— председателем правления Епархиального свечного завода с апреля 1918 г. по сентябрь ****».
Как свидетельствует Послужной список, образованность и энергия протоиерея Евлампия были востребованы не только на приходе, но и в общецерковной деятельности. Награды отцу Евлампию отражают его добросовестное служение.
Со второй половины XIX века установилась следующая последовательность получения наград православными священниками (допускавшая, конечно, некоторые отклонения): 1) набедренник; 2) скуфья; 3) камилавка; 4) наперсный крест от Святейшего Синода; 5) орден св. Анны 3-й степени; 6) сан протоиерея; 7) орден св. Анны 2-й степени; 8) орден Св. Владимира 4-й степени; 9) палица; 10) орден Св. Владимира 3-й степени; 11) наперсный крест из Кабинета Его Императорского Величества; 12) орден Св. Анны 1-й степени; 13) митра; 14) орден св. Владимира 2-й степени; 15) орден св. Александра Невского и алмазные знаки к нему; 16) орден св. Владимира 1-й степени. В 1917 году были упразднены все «чины, звания и ордена». Но церковные награды продолжали существовать (Церковь была отделена от государства), и палица, которой был награжден прот. Евлампий, скорее всего, была не последней его наградой. Так, в своих воспоминаниях Ф.Г. Скворцов, муж дочери о. Евлампия Софьи, упоминает о своем тесте как о митрофорном протоиерее.
В 1918 году началась кампания по изъятию церковных ценностей, закрывались церкви, священники арестовывались и подвергались репрессиям. В январе 1918 года был подписан «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах»:
«Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием».
К лету 1920 года все основное имущество православной церкви было национализировано. Только в Москве было изъято: 551 жилой дом, 100 торговых помещений, 52 школьных здания, 71 богадельня, 6 детских приютов и 31 больница.*****
Принятая в июле 1918 года первая советская конституция объявляла духовенство и монашествующих нетрудящимися элементами, лишенными избирательных прав. Служителям культа не полагался продовольственный паек, и многие были обречены на голодную смерть, т.к. в условиях военного коммунизма купить что-либо за деньги в городе было невозможно (все распределялось по карточкам). Были закрыты Духовные семинарии и академии. С лета 1918 года началась принудительная мобилизация в Красную армию, которой были подвержены и духовные лица. Инструкции к Декрету о свободе совести (24 августа 1918) и к Декрету об отделении Церкви от государства и школы (30 августа 1918) лишали духовенство всех прав по управлению церковным имуществом, церковные приходы назывались коллективами верующих, а приходские «двадцатки» становились единственно правомочным органом управления. Эти меры и преобразования, круто изменившие вековой уклад приходской жизни, ставили настоятеля под контроль мирян, на которых богоборческой власти было легче воздействовать.
В такой ситуации судьба священника во многом зависела от его духовных чад. Когда отца Евлампия обвинили в сокрытии церковных ценностей, его прихожане собрали средства для «возмещения ущерба». Как служителю культа и, соответственно, «лишенцу»******, батюшке запрещалось жить в Москве, и сыновья снимали для него комнату в Тестовском поселке (сейчас район Пресни, платформа Тестовская по Белорусской железной дороге). В самом доме священника на Сивцевом Вражке, 10, уже произошло т.н. «уплотнение», в него вселили несколько семей, и среди новых жильцов был человек, который совмещал работу дворника и доносителя. Каждый вечер родные отвозили отца Евлампия ночевать на съемную квартиру, а утром привозили обратно в его московский дом. В то время батюшка, которому шел восьмой десяток, почти ослеп, у него была прогрессирующая катаракта.******
Матушка Софья, супруга о. Евлампия, умерла от оспы еще в 1919 году. Супруги прожили вместе более тридцати пяти лет. Софья Сергеевна (1863? – 1919) была одной из дочерей ректора Московской духовной академии прот. Сергия Смирнова. По материнской линии она приходилась троюродной племянницей прп. Алексия Зосимовского********, горячо любимого и почитаемого в семье.
Отец Софьи Сергеевны, прот. Сергий Константинович Смирнов (1818–1889) — историк, профессор Академии с 1844 года, член-корреспондент Императорской академии наук, автор фундаментальных трудов по истории Славяно-Греко-Латинской и Московской духовных академий, Троицкой лаврской семинарии. Он был другом В.О. Ключевского, который часто бывал в доме С.К. Смирнова и оказал большое влияние не только на его детей, но и на внуков, многие из которых также избрали историческую науку. Софья Сергеевна была в родстве с замечательной плеядой русских священников и историков.
Ее старший брат, прот. Сергий (1858 – 1925) был настоятелем храма святителя Николая «Никола Большой Крест» в Москве (1890 – 1923).
Сестра Варвара Сергеевна (1849 – 1922) вышла замуж за прот. Константина Богоявленского (1839-1913), настоятеля Покровского собора (храма Василия Блаженного). Отец Константин приходился внучатым племянником свт. Филарету Московскому.
Анна Сергеевна (1860 – 1935) стала женой Павла Николаевича Милюкова (1859 – 1943), который до начала политической карьеры также был церковным историком и писателем. Единственная из сестер она окончила Высшие женские курсы. Живя во Франции, Анна Сергеевна много занималась благотворительной деятельностью, пользовалась большим уважением в эмигрантских кругах. Ее душевная теплота и милосердие остались в памяти у многих. Когда Анны Сергеевны не стало, в память о ней Комитет Московского землячества учредил ежемесячную «Стипендию имени А. С. Милюковой».
Вера Сергеевна (1861? – 1942) вышла замуж за Николая Федоровича Каптерева (1847 — 1918), церковного историка, члена-корреспондента Императорской академии наук.
Любовь Сергеевна (1866 – 1920) стала супругой прот. Александра Поройкова (1857—1930), священника церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.
Ольга Сергеевна (1867-1920), младшая из сестер, вышла замуж за Александра Петровича Голубцова (1860 — 1911), профессора церковной археологии и литургики в Московской духовной академии. В письмах Ольги Сергеевны к дочери Марии********* есть упоминания о семье Троицких. Так, в одном из писем Ольга Сергеевна пеняет своим старшим детям, что они забыли поздравить о. Евлампия с Днем ангела, и напоминает: «он крестный более половины числа детей наших»********** (письмо от 13 октября 1911). На горестное известие о кончине своей сестры, Софьи Сергеевны Троицкой, в марте 1919 года Ольга Сергеевна пишет:
«…Вчера сокрушило мое сердце известие о смерти тети Сони **********, полученное мною от Нюрочки (в самый день ее рождения — 11 марта). Этого я уж никак не ожидала, и никогда и не думала. С нетерпением жду подробностей об ея болезни и кончине. Сделайте милость — поскорее мне пришлите. Слава Богу, что она получила напутствие св. Тайн. Видно, так для нея лучше, что Бог ей послал кончину в это время и в этот месяц, вдали от родных и от семьи. Дай ей, Господи, вечный покой! Она была добрая и смиренная сердцем, а таких Господь не отвергает. Будем надеяться, что примет ее Господь в Царствие Свое…»
В семье отца Евлампия и Софьи Сергеевны Троицких было шестеро детей. О них также есть сведения в Послужном списке за 1921 год:
Вдов. В семействе у него дети:
Виктор, родившийся 12 декабря 1887 г., живет при отце по болезни;
Анатолий, родившийся 30 августа 1889 г., преподаватель профессиональной школы в г. Пошехонье Ярославской губ.;
София, родившаяся 29 июля 1891 г., в замужестве за гр. Федором Георгиевичем Скворцовым;
Алексей, родившийся 25 января 1894 г., командир роты [неразб.];
Димитрий, родившийся 4 февраля 1896 г., демобилизованный красноармеец, студент Московских 1-го Государственного Университета и Духовной Академии;
Сергий, родившийся 28 февраля 1898 г., состоит на службе в Красной Армии».
Виктор, родившийся 12 декабря 1887 г., живет при отце по болезни;
Анатолий, родившийся 30 августа 1889 г., преподаватель профессиональной школы в г. Пошехонье Ярославской губ.;
София, родившаяся 29 июля 1891 г., в замужестве за гр. Федором Георгиевичем Скворцовым;
Алексей, родившийся 25 января 1894 г., командир роты [неразб.];
Димитрий, родившийся 4 февраля 1896 г., демобилизованный красноармеец, студент Московских 1-го Государственного Университета и Духовной Академии;
Сергий, родившийся 28 февраля 1898 г., состоит на службе в Красной Армии».
Старший сын о. Евлампия Виктор (1887 — ?) подавал большие надежды. По окончании академического курса МДА он представил сочинение на степень кандидата богословия «Влияние Оптиной пустыни на русскую интеллигенцию и литературу»***********. Тяжелая болезнь не только помешала трудам, но и стала причиной его ранней смерти.
Анатолий Евлампиевич (1889 — 1964) окончил МДА в 1913 году. Всю жизнь работал преподавателем: в 1920-е годы в Пошехонье, куда был послан по распределению, затем в Москве. В годы войны был директором школы. После войны преподавал латынь в мединституте. Анатолий Евлампиевич был женат на Елизавете Николаевне, дочери священника Николая Нагорного, служившего под Угличем. Детей в семье не было. Все внимание супруги отдавали престарелому о. Евлампию. Каждое лето семья Троицких: братья с женами и, конечно, батюшка Евлампий, выезжали в родные места Елизаветы Николаевны в деревню Камышево под Угличем.
Алексей Евлампиевич (1894 – 1951), как и все братья, окончил Заиконоспасское духовное училище и Московскую семинарию, но в Академию не пошел. С началом Первой мировой войны он поступил в Александровское военное училище на ускоренный курс и через полгода был отправлен на фронт. После революции 1917 года служил в рядах Красной армии, занимался преподавательской работой. Когда началась Великая Отечественная война, Алексею Евлампиевичу было сорок семь лет. Он ушел добровольцем на фронт, был контужен, попал в плен. После освобождения из плена в конце войны был помещен в фильтрационный спецлагерь для военнопленных, освободился в конце 1946 года. Как и многие люди его судьбы, был ущемлен в правах, а значит, устроиться на работу по специальности уже не мог. Помогла одна из знакомых, директор вечерней школы, которая устроила его завхозом. В этой же школе смогла получить место преподавателя французского языка его жена, Ольга Петровна Троицкая, урожденная Сергеева, дочь московского священника Петра Сергеева. У Алексея Евлампиевича и Ольги Петровны был сын Георгий. Род Троицких продолжили его дети (Ольга и Алексей) и их потомки.
Братья Анатолий и Алексей были особенно близки, их семьи большую часть жизни прожили вместе, сначала в отцовском доме, а после 1959, когда дом расселили, обе семьи оказались в одной коммуналке (чего им пришлось усиленно добиваться).
С начала 1910-х годов, когда футбол только появился в Москве, Алексей Троицкий и его братья Дмитрий и Сергей стали увлеченными футболистами, участвовали в первых футбольных состязаниях 1913-1914 гг. Алексей был одним из лучших нападающих Москвы, выступал за московские клубы «Унион» (1913 — 1915), «Новогиреево» (1916 — 1918), КФС (1919 — 1922), «Динамо» (1923), «Красные Сокольники (1924), ОРК (1925 — 1928), ЗКЛ (1929 — 1930).
Дмитрий Евлампиевич (1896 – 1956) также был педагогом. В своем послужном списке о. Евлампий указывает, что Дмитрий является (в 1921 году) студентом университета и Духовной академии************. По окончании учебы он преподавал, был директором школы. Семья Дмитрия Евлампиевича состояла из жены Наталии Григорьевны, ур. Розановой, и их дочери Татьяны. Жили они неподалеку от Сивцева Вражка в арбатских переулках.
Сергей Евлампиевич (1905 – 1937?) – младший в семье Троицких. Его судьба сложилась трагично. Сергей Троицкий также был одним из самых известных футболистов своего времени. Работал токарем на заводе АМО, где в 1930 году стал одним из организаторов, а затем играющим тренером футбольной команды завода, которая в 1936 году получила свое нынешнее название Торпедо. Был арестован по доносу (1937?) и, скорее всего, погиб.
Единственная дочь в семье Софья Евлампиевна (1891 – 1975) окончила историко-филологический факультет Высших женских курсов (1917). В 1918 году она вышла замуж за Феодора Георгиевича Скворцова (1894 – 1988), сына диакона церкви св. бесср. Косьмы и Дамиана на Маросейке. Обстоятельства ее жизни прекрасно описаны в воспоминаниях, которые Федор Георгиевич написал на склоне лет. Так, в частности, он вспоминает о своем венчании:
«Свадьба происходила 14 июня 1918 года, т.е. 68 лет тому назад. Соня умерла 23 мая 1975 г., что означает, что мы вместе прожили 57 лет. Свадьба была совершена в Москве — в Сивцевом Вражке. Популярен он был тем, что здесь жили, в большинстве в собственных старых домах, знатные не по материальному богатству люди, а по своему духовному, умственному богатству. <…> Особенность нашей свадьбы заключалась в том, что совершали ее наши отцы. Отец Сони — митрофорный протоиерей, настоятель церкви святого Афанасия на Сивцевом Вражке отец Евлампий Троицкий и мой отец — диакон Георгий Алексеевич Скворцов. По этому экстраординарному случаю пел большой превосходный хор певчих и собралось очень много прихожан в церкви».**************
Обвенчавшись, молодая чета отправилась в свадебное путешествие в Крым, откуда уже не было обратного пути. На Украине в августе 1918 года штабс-капитан Скворцов вступил в ряды Добровольческой армии, в дивизию генерала М.Г. Дроздова. Софья Евлампиевна была рядом с мужем во всех перипетиях военных действий. Как пишет Федор Георгиевич: «Вспоминая все подробности нашего отступления, я должен признаться, что совершенно не ожидал увидеть в Соне то, что пришлось мне наблюдать в ней в самые критические моменты нашей жизни. <…> Удивительно стойко она переносила все невзгоды и лишения, которые выпали на нашу долю и которые нелегко было перенести не только неподготовленной к ним женщине, но и мужчине, имевшему достаточно опыта в военных пертурбациях».
В Галлиполийском лагере Федор Георгиевич принял решение перейти на гражданское положение. В 1921 году вместе с женой он эмигрировал в Чехословакию. Там в семье Скворцовых родилось две дочери: Татьяна и Ирина.
Ирина Федоровна Кедрова, ур. Скворцова, вспоминает, что о. Евлампий поддерживал связь со своей дочерью, жившей тогда в Словакии: «Мама получила в подарок от своего отца большую книгу — А. Пушкин «Сочинения», — которая вышла в 1936 году; значит, дедушка мог послать 1937. Потом помню, как я была с моей мамой на почте, где она получила какое-то известие и начала очень плакать. На мой вопрос, почему плачет, она ответила, что умер ее отец. На меня это очень подействовало и я это хорошо помню — это было в 1938…»**************
Ирина Федоровна Кедрова, ур. Скворцова, вспоминает, что о. Евлампий поддерживал связь со своей дочерью, жившей тогда в Словакии: «Мама получила в подарок от своего отца большую книгу — А. Пушкин «Сочинения», — которая вышла в 1936 году; значит, дедушка мог послать 1937. Потом помню, как я была с моей мамой на почте, где она получила какое-то известие и начала очень плакать. На мой вопрос, почему плачет, она ответила, что умер ее отец. На меня это очень подействовало и я это хорошо помню — это было в 1938…»**************
После закрытия храма о. Евлампий прожил еще шесть лет. Тяжкие переживания — гонения на Церковь, безвременная кончина супруги, болезнь старшего сына и тревога о судьбах остальных детей, все это не могло не сказаться на здоровье батюшки. Так закончилось его земное странствие: 80 лет жизни и 49 лет священства.
Осталась навсегда – наша благодарная и вечная память.
31 января 2020 года в день престольного праздника в храме свтт. Афанасия и Кирилла встретились представители двух ветвей рода Троицких, правнучки прот. Евлампия: настоятельница Никольского монастыря в селе Покровка Оренбургской области игумения Иоанна (Боярская) и старший преподаватель кафедры английского языка МГИМО Ольга Георгиевна Гордеева.
Примечания:
* Послужной список из клировых ведомостей за 1921 год
** Возможно, речь идет о Кирилло-мефодиевском братстве для распространения православного образования и просвещения среди народа, основанном Иоанникием (Рудневым), митрополитом Московским в 1886 г.
***Собор св. благоверного князя Александра Невского был воздвигнут в память об освобождении русского крестьянства от крепостного рабства. Он был вторым по величине благодарственным храмом Москвы после храма Христа Спасителя. Сбор средств проходил с 1861 до конца 1890-х годов. К 1917 году огромный 21-купольный собор, способный вместить более шести тысяч человек, был уже почти полностью завершён. После революции здание собора пытались приспособить под различные нужды. В 1960 году на фундаменте храма был построен Дом пионеров
**** Из клировых ведомостей за 1921 год
***** Цит. по: http://www.orthodoxia.org/lib/1/1/5/2.aspx
****** Лишенец – человек, лишенный гражданских прав в соответствии с Конституцией 1918 года. В числе прочего лишенцы не имели право на пенсию, пособие по безработице и продовольственную карточку. В 1920-е годы была проведена кампания по выселению лишенцев из их квартир (которые уже числились муниципальной собственностью). Детям из семей лишенцев запрещалось учиться в старших классах школ и ВУЗах
******* Сообщено правнучкой прот. Евлампия, Ольгой Георгиевной Троицкой-Гордеевой
******** Алексий (Соловьев) Зосимовский (1846 – 1928), иеросхимонах, преподобный
********* Голубцов С. А. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. – Москва, 1999
********** Достоверно известно, что крестником о. Евлампия был старший сын Голубцовых – Иван Александрович (1886-1967), видный русский историк
*********** Она уехала к сыну Анатолию в Пошехонье и там скончалась от оспы
************ В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится черновик этой работы и связанная с ней переписка.
************* Московская духовная академия в Троице-Сергиевой лавре была закрыта в 1917 году. Но занятия были возобновлены в Москве полулегально, в помещениях разных московских церквей и Епархиальном доме и окончательно прекратились в середине 1930-х годов после ареста, возглавлявшего тогда Академию епископа Варфоломея (Ремова, 1888–1935). см.: Беглов А. Православное образование в подполье: страницы истории http://aliom.orthodoxy.ru/arch/050/beg50.htm#_ftnref12
************** См.: http://voldrozd.narod.ru/bio/skvor/voc.html
*************** Из письма И.Ф. Кедровой